Банда экс-ментов [ Редагувати ]

Разговор по телефону:
- Алло, это Саня. Ну, что у нас, все остается в силе?
- Да, как намечали, 5-го утром.
- А потом? Тачку уже достал?
- Заберете завтра на стоянке возле "Октана", все остальное - как договаривались. Закончите - звоните на мобильный. Встретимся - порешаем по деньгам.
- Подожди, не бросай трубку. А если сорвется?
- Какой на х**: сорвется? Зря, бл***, месяц пахали? Все будет нормально!
Этот разговор состоялся третьего августа в Евпатории. Речь шла о нападении на предпринимателя Руслана Мурзалиева. Он - довольно известная в городе личность. Владелец сети обменных пунктов и достаточно богатый человек. Коммерсант тогда даже не подозревал, что его жизни угрожает опасность.
О том, что на Мурзалиева охотится еще кто-то, Саня и его собеседник не догадывались. У них был вполне конкретный план ограбления, продумано было все - до мелочей. Осуществить замысел собирались пятого числа утром, когда бизнесмен, как обычно, обходит свои обменные пункты и приносит туда деньги - доллары, рубли, гривни. Все сорвалось из-за внезапного нападения на "клиента". Нападения, которое готовилось не менее тщательно. Но... кем-то со стороны.
Александр Кривенко, первый заместитель начальника ГО города Евпатория, начальник криминальной милиции: "4 августа в городе Евпатория по улице Советской неустановленные лица напали ночью и пытались завладеть сумкой с деньгами, которая была при нем. Выстрелили из обреза - ранение оказалось не опасным, он перебросил сумку с деньгами через забор и начал оказывать сопротивление, тогда нападавшие сели в его машину - "Ауди-100" - и скрылись в неизвестном направлении".
Автомобиль нашли в тот же день на одной из улиц Евпатории. Машина была в исправном состоянии и не разграблена. Уже на следующий день после нападения Руслан Мурзалиев нанял себе охрану. Всего за 40 долларов в месяц он предложил известному в городе тренеру по восточным единоборствам Алексею Колтунову поработать телохранителем-экспедитором. В его функции входило сопровождать Мурзалиева утром - во время обхода обменных пунктов и вечером - когда тот возвращался домой с выручкой.
Помните фразу из телефонного разговора: "а что, если сорвется?" Один из членов банды не сбрасывал со счетов форс-мажор. И таким непредвиденным обстоятельством стало нападение на бизнесмена четвертого августа. Но, обдумав ситуацию, злоумышленники решили, что происшедшее им только на руку. Ведь конкуренты еще не пойманы, а значит - если все сделать, как надо, - искать будут первых нападавших. Мол, однажды не получилось - попробовали еще раз.
Евпатория, проспект Победы, девятое августа. Разгар курортного сезона, семь часов утра. Двое на мотоцикле подъехали к одному из пунктов обмена валют возле рынка. Долго ждать не пришлось. "Ауди" Мурзалиева появилась через 10 минут. События развивались стремительно. Один открывает дверцу автомобиля и убивает из пистолета охранника. Коммерсант успевает выскочить, в него стреляет второй. Из машины забирают сумку с деньгами и на том же мотоцикле уезжают. Все это происходит средь бела дня, совершенно открыто, на лицах грабителей масок нет. Цена человеческой жизни - 60 тысяч гривен и 800 долларов.
Валерий Романов, следователь по особо важным делам прокуратуры Автономной Республики Крым: "Само по себе было преступление дерзкое, представьте себе: жаркое лето, курортный город, люди отдыхают, идут по своим делам, не подозревая о том, что их поджидает опасность. Но, тем не менее, прозвучали выстрелы. Ранее они, конечно же, проследили весь путь следования до этого, то есть они полностью отработали план этого нападения. У них была сплоченная группа, будем говорить юридическим языком, это уже не группа, а банда. Банда, которая преследовала цель завладения денежными средствами путем убийства потерпевших".
Телефонный разговор:
- Алло, это я. Мы все сделали.
- Как прошло?
- Охранника пришлось убить...
- Менты вас отследили?
- Нет, но надо сматываться.
- Где вы сейчас?
- Едем на Мичурина
- Хорошо, я сейчас попрошу своего человека съездить на место разведать обстановку, вы подъезжайте и будем валить на Симферополь.
Александр Кривенко, первый заместитель начальника ГО города Евпатория, начальник криминальной милиции: "У них все было распределено по ролям - один готовит транспорт, второй обеспечивает оружием, двое занимаются слежкой, еще кто-то обеспечивает тылы".
80 дней спустя. Харьков. 7 часов вечера. Недалеко от центра города двое нападают на автомобиль инкассаторов. Преступники в масках, они вооружены обрезами охотничьих ружей.
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "Они завладели денежными средствами, более 80-ти тысяч гривен, иностранной валютой - долларами и российскими рублями. Также в ходе этого разбойного нападения был убит работник Дзержинского районного отдела милиции, который осуществлял охрану инкассаторской машины, второй работник милиции был ранен".
С места преступления злоумышленники скрылись на автомобиле инкассаторов, прихватив с собой табельное оружие - автоматы и пистолеты. Прокуратура возбудила уголовное дело. Спустя 2 дня в Харькове хоронили погибшего милиционера. Поимка убийц стала делом чести для местных стражей порядка.
В ходе расследования выяснилось, что аналогичные нападения были совершены за последние несколько месяцев в ряде областей Украины. В основном - в Донецкой и Харьковской. Бандиты расстреливали инкассаторские машины, убивали людей. Цель - завладеть деньгами. В поле зрения харьковских милиционеров попали несколько человек, которых можно было заподозрить в причастности к преступлениям.
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "В частности было совершено на территории Харьковской области и города Харькова четыре разбойных нападения, в процессе одного из которых было совершено умышленное убийство потерпевшего. При этих нападениях применялось огнестрельное оружие, также применялась форма работников милиции".
Тем временем, крымская милиция уже выяснила, что два покушения на евпаторийского валютчика не связаны между собой. Причастных к первому эпизоду установили. Правда, задержали всего двоих. Еще трое, в том числе и организаторы преступления, сейчас находятся за пределами Украины. Оставалось узнать, кто совершил второе нападение.
Александр Кривенко, первый заместитель начальника ГО города Евпатория, начальник криминальной милиции: "Мы уже поняли, что эти два нападения - четвертого и девятого августа - не связаны между собой. Второе было более спланированным. И мы разослали оперативки по всем отделениям милиции, сотрудничали со всеми, чтобы раскрыть преступление".
Уже 30-го октября, то есть через четыре дня после захвата инкассаторской машины, в Харькове задержали первых подозреваемых - Виталия Гайковского и Геннадия Чунько.
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "Были получены данные о причастности - это является версией по данному делу - причастности к данному преступлению лиц, которые ранее попадали в поле зрения правоохранительных органов Харьковской области в связи с совершением ими таких же дерзких тяжких преступлений".
Виталий Гайковский, уроженец поселка Мироновка Донецкой области, ранее судимый за квартирные кражи, признался в совершении ряда преступлений на территории Харьковской и Сумской областей. Он же, как оказалось, принимал участие в нападении девятого августа на евпаторийского бизнесмена. "Сдал" Виталий и сообщников - Александра Каршевского, Олега Сытникова и Анатолия Тырку".
Из пяти человек, причастных к ряду преступлений, четверо в свое время работали в правоохранительных органах. В 1998 - 1999 годах они были уволены по отрицательным мотивам. В разных званиях - сержант, старшина, лейтенант. Мужчины были приблизительно одного возраста и проживали в поселке Мироновка Донецкой области. Все экс-милиционеры ранее не были судимы.
Теперь следователям стало ясно, почему так долго банду не могли найти. Все оказалось проще простого: кто, как не сами милиционеры, знающие все тонкости розыскной работы, могут так ловко обвести вокруг пальца коллег-оперов? Кто, как не они, способны предугадать действия сотрудников правоохранительных органов и предупредить тот или иной маневр?
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "Во-первых, действительно, это бывшие работники милиции. Во-вторых, это группа, которая обладает огнестрельным оружием. В-третьих, все они - жители различных регионов нашего государства и они обладают связями обширными, что позволяет им скрываться от правоохранительных органов. Работники уголовного розыска буквально по пятам за ними шли".
Оперативный сотрудник (город Харьков): "Мы прослеживали все их связи, поступали сведения от информаторов, мы их тоже отрабатывали. Чтобы ускорить процесс, прослушивали телефонные разговоры знакомых и родственников этих подозреваемых, постоянно контактировали со всеми правоохранительными органами в России и Беларуси, так как по оперативным данным, они должны были скрываться именно на территориях этих стран".
Телефонный разговор:
- Толик, как дела?
- Говори, что надо.
- Ты слышал, что случилось в Харькове?
- Да, пропало дело.
- Слушай, у меня к тебе просьба. Я сейчас в Харькове. Помоги спрятаться.
- Чем я могу помочь?
- Я знаю, подскажи, может знакомые есть, где отсидеться, может, к себе позовешь? Работали ведь вместе, а теперь, значит, кто как может?
- Я не уверен, что могу тебя принять. Постараюсь что-нибудь сделать. Позвони дня через два.
Александр Каршевский, Олег Сытников и Анатолий Тырка были объявлены в розыск на территории СНГ. Ориентировки были разосланы во все страны бывшего Советского Союза. Благодаря тесному сотрудничеству правоохранительных органов, следы преступников удалось обнаружить - в столице России. Операцию по задержанию Сытникова и Тырки - главаря банды - проводила московская милиция. Во время ареста преступники оказали вооруженное сопротивление. И Анатолий Тырка был убит.
Оперативный сотрудник (город Москва): "Мы готовились к операции по задержанию, украинские коллеги предупреждали, что эта банда довольно дерзкая, а эти двое особенно опасны. Но мы не рассчитывали, что при таком количестве вооруженной милиции преступники еще будут сопротивляться. И не просто сопротивляться, а стрелять. Поэтому пришлось стрелять и нам. Так убили одного. Второй пытался бежать и выпрыгнул из окна. Ногу сломал. Его взяли. Я так думаю, что, поскольку они так себя вели, видимо, им нечего было терять - так много уже натворили. А главарь банды наверняка понимал, что живым из этой перестрелки ему не выбраться - решил хотя бы, если можно так выразиться, красиво, ну, зрелищно умереть".
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "Этот застреленный человек, и это процессуально закреплено, имеет непосредственное отношение к другому убийству. На территории Луганской области было совершено тоже дерзкое преступление, расстреляны 5 человек. И в частности вот этот застреленный гражданин был опознан очевидцами как один из лиц, которые в форме работников милиции ожидали в засаде этот автомобиль с потерпевшими".
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "Смерть главаря банды несколько осложнила работу следователей. Показания Тырки могли бы стать ключом к раскрытию других преступлений. Сообщник Анатолия, Олег Сытников, тоже не желал сдаваться властям и пытался бежать. Он выпрыгнул из окна третьего этажа, но скрыться ему не удалось. И даже будучи за решеткой, Сытников пытался лишить себя жизни".
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "В Москве пытался покончить жизнь самоубийством, вскрывал себе вены в СИЗО, однако была оказана своевременная медицинская помощь, будем говорить, в настоящее время жизнь его вне опасности".
Еще один член группировки - Александр Каршевский - пришел в Харьковскую милицию добровольно. Он сознался в нападении на евпаторийского бизнесмена и убийстве его охранника. Что побудило бывшего милиционера, а ныне подследственного, сдаться правоохранительным органам - неизвестно. Возможно, чувство раскаяния или осознание того, что наказания за содеянное - не избежать. Но как бы там ни было, Каршевский - единственный член банды, явившийся с повинной.
Евпатория Донецк, Харьков, Луганск, Сумы - география эпизодов настолько обширна, что уголовные дела были возбуждены сразу в нескольких областях Украины. И, скорее всего, их придется объединить в одно.
Харьковской милиции удалось выйти и еще на один след. След, позволивший вскоре обнаружить место, где бандиты хранили свое оружие. Оперативниками были изъяты ружье, два обреза, граната, три пистолета, боеприпасы и несколько комплектов милицейской формы, которую преступники зачастую использовали при нападениях. Но, по всей видимости, в харьковском тайнике хранился далеко не весь арсенал. По крайней мере, пистолетов и автоматов, которые бандиты в качестве трофея забрали после нападения на инкассаторскую машину, здесь не было.
Пока остается только догадываться, сколько человек действительно насчитывает банда и какое количество преступлений они совершили с августа 2000-го года. Верхушку группировки составляли уроженцы Донбасса, но "свои люди" имелись на всей территории СНГ. Недаром после задержания двоих членов банды в Харькове, остальным удалось скрыться. Разбежались, что называется, по городам и весям. Одна из последних операций по задержанию экс-милиционеров, проходила в Беларуси. Арестовали подозреваемого в двух разбойных нападениях, совершенных в Харьковской области.
Олег Годуев, начальник следственного отдела прокуратуры Харьковской области: "Четыре человека с данной преступной группы арестованы. В отношении двух человек объявлен розыск, избрана мера пресечения в виде содержания под стражей санкцией суда. И арестовано еще два человека, которые арестованы в других регионах СНГ, в частности, один был арестован на территории Российской Федерации, другой - на территории Беларуси. Нами подготовлено международное ходатайство об оказании правовой помощи и решается вопрос об экстрадиции этих лиц на территорию Украины для проведения с ними следственных действий".
Бывшим донецким и харьковским милиционерам, создавшим мощную преступную группировку, пока что инкриминируется свыше десятка разбойных нападений и 8 убийств. Возможно, у них были причины обижаться на своих бывших коллег, и этим было обосновано решение стать по другую сторону баррикады.
Они сознательно перешли из армии милиционеров в лагерь преступников. Каждое нападение тщательно продумывалось, учитывали любую мелочь, пытались предусмотреть все варианты развития событий. Эти люди знали на что идут и были готовы за это ответить. Но никто из них не ожидал, что будет настолько тяжело сидеть в наручниках - лицом к лицу с бывшим коллегой-следователем. У одного из арестованных нервы не выдержали. Он повесился в камере харьковского следственного изолятора. Видимо, решив, что таким образом искупит свою вину перед обществом.
Всегда больно готовить программы о сломанных судьбах милиционеров, но мы не имеем права молчать о подобных преступлениях. Милиция должна стоять на страже порядка, но и сама соблюдать этот порядок. Только так добьемся от каждого выполнения единых, определенных законом норм поведения. В неправовом, а потому слабом государстве, человек беззащитен и не свободен. Чем сильнее государство, тем сильнее личность. На признании этой простой истины и строится закон, которым должны руководствоваться все - от представителя власти до рядового гражданина.