Министерство обороны Украины отрицает информацию об издевательствах над солдатами в Ираке [ Редагувати ]
Утверждения бывшего миротворца Александра Коптелова о нарушении прав и издевательств над украинскими солдатами, находящихся в составе международного миротворческого контингента в Ираке, не отвечают действительности. Об этом заявили в Управлении пресс-службы министра обороны Украины, комментируя интервью Коптелова журналу "Корреспондент" (# 27 от 24 июля 2004 года).
Управление пресс-службы ознакомило с отчетом заместителя командира 6-й отдельной механизированной бригады Вооруженных Сил Украины по гуманитарным вопросам, полковника Годованца по поводу фактов вроде бы жестокого обращения командиров с украинскими солдатами в Ираке, о которых со слов Коптелова журнал "Корреспондент" пишет в статье "Орудия демократии".
Согласно сообщениям Годованца, офицерами-дознавателями группы службы правопорядка штаба многонациональной дивизии майором юстиции Магирой О.Ф. и капитаном юстиции Закутным Б.М. проведена проверка фактов, изложенных военнослужащими Коптеловым и Алексеем Потапенко, о чем было написано в журнале "Корреспондент".
Проверкой официально было установлено:
Задержание младшего сержанта Пивня А.В., рядовых Потапенко А.В. и Коптелова А.В. 3 июня 2004 года патрулем роты военной полиции и дальнейшее их содержание в камере временно задержанных отвечает требованиям Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Украины,
Информация об унижении чести и достоинства указанных военнослужащих и нарушение порядка содержания их в камере временно задержанных (необеспечение питьевой водой и содержание под солнцем) не подтверждается.
В сообщении Годованца также речь идет о том, что утверждение об издевательстве, о металлической клетке под солнцем, о маршах в сорокаградусную жару базируются на "слухах", "сплетнях" и показаниях экс-миротворцев, которые уже достаточно длительное время находятся в Украине.
В сообщении говорится, что если речь идет о камере временного задержания, то она действительно существует, но, во-первых, не на плацу, поскольку на территории базового лагеря "Дельта" плаца вообще не существует. В то же время, в отчете Годованца отмечается, что камера оборудована согласно уставным требованиям, что военнослужащих в ней задерживать более чем на 3-4 часа запрещается (до выяснения личности), и что это требование строго придерживается, о чем свидетельствуют многочисленные проверки.
Относительно построений и маршей в 40-градусную жару, то эта информация, согласно отчету заместителя командира 6-й ОМБР по гуманитарным вопросам, также не отвечает действительности. Единственное построение, которое было в составе всей ОМБР, проводилось 9 мая по случаю Дня победы, причем в восемь часов утра, когда температура воздуха была 30 градусов.
В Управлении пресс-службы министра обороны отметили, что единственное, в чем заключается правдивость публикации журнала "Корреспондент", это в том, что зарплата украинских миротворцев в Ираке действительно является самой низкой по сравнению с военнослужащими из других стран миротворческого контингента, а также в том, что Верховная Рада Украины не приняла решения о предоставлении украинским миротворцам в Ираке статуса участников боевых действий.
Относительно утверждения омбудсмена Нины Карпачевой о том, что военное ведомство "не пускает" ее в Ирак, в Управлении пресс-службы отметили, что Минобороны этого "не может ей запретить как государственному лицу".
Также в Управлении пресс-службы министра обороны выразили удивление по поводу того, что журнал "Корреспондент" для подготовки публикации не встретился с другими военнослужащими из состава миротворческого контингента, а изложил информацию "из уст одного человека", то есть, со слов Коптелова.
Как сообщалось, Александр Коптелов в интервью журналу "Корреспондент" (# 27 от 24 июля 2004 года) заявил о недостаточном материальном обеспечении и о жестоком обращении с солдатами в Ираке. В статье сказано, что в Ираке украинские солдаты были готовы столкнуться с военными действиями, однако некоторые "воспитательные мероприятия" собственного командования превзошли их самые страшные ожидания. "Например, стальная клетка, которая стоит на плацу в военном городке, и где помещают своих же под жгучим солнцем без воды " "мини-Абу-Грейб" для украинских миротворцев. "Клетка для нарушителей там действительно есть, сам сидел", - рассказывает Коптелов. Кроме клетки, в Ираке карают еще и отсиживанием в специальных контейнерах, рассказывает Коптелов. А из других дисциплинарных взысканий распространены марши в 40-градусную жару на плацу. "От командира роты каждое утро на протяжении двух месяцев, во время построения на подъем, мы слышали, что обязаны ему тем, что попали в Ирак", - вспоминает солдат. Считалось, что поскольку здесь платят намного больше, по сравнению с зарплатой военных на родине, то от людей можно требовать все, что угодно. В статье отмечается, что украинские миротворцы получают наименьшие деньги среди военных антисаддамовской коалиции.
В статье также приводятся слова омбудсмена Нины Карпачевой: "Теперь я понимаю, почему там, в Ираке, сейчас закрытая зона". После встречи с миротворцами омбудсмен требует объяснений от военного ведомства. "Минобороны просто заинтересовано в отсутствии информации, поэтому ни меня, ни моих представителей туда не пускают", - утверждает Карпачева.
Журнал напоминает, что за время операции в Ираке погибли семь украинских миротворцев. Еще 20 человек, по данным омбудсмена, получили ранение. По словам омбудсмена, на сегодня военный суд Киевского гарнизона по материалам пяти уголовных дел осудил шестерых военнослужащих, совершивших военные преступления в Ираке. За что их осудили неизвестно, сообщает журнал.