Горбатый именинник. 45 лет назад была выпущена первая опытная партия ЗАЗ-965 [ Редагувати ]

Запорожцу - 45-ть! В далеком 59-ом году была выпущена первая опытная партия ЗАЗ-965. Решение советского правительства о производстве доступной народу микролитражки было вызвано дефицитом легковушек. А сегодня первенец запорожских автомобилестроителей сам стал дефицитом - купить его могут себе позволить только состоятельные люди.
Водить "Запорожец" сегодня считается особым шиком. Восхищение пешеходов и зависть владельцев иномарок вызывает эта хорошо сохранившаяся "розовая мечта". Ее преуспевающий хозяин говорит, что машина - любимица семьи. А вот этот симпатичный "тюнинговый" малыш возит на работу руководителя одного из местных банков.
Владимир Костенко, водитель: "Мы его любя называем "Зайчик" или "Чарлик". Ну, наверное, потому, что у него милый внешний вид. Иначе его не назовешь, его же не назовешь Тигр или Бык, он на чупа-чупс похож - кругленький такой, аккуратненький".
Триумфальное шествие "Запорожца" началось с комбайнового завода "Коммунар" в год запуска первого искусственного спутника Земли и освоения целины. Рассказывают, что, по мнению Никиты Хрущева, пролетарское средство передвижения должно было быть скромным и доступным для строителей коммунизма. Качество контролировалось на правительственном уровне. Ветераны предприятия уверены, что по экономичности, маневренности и дизайну их "горбатый" даже сегодня может служить образцом. Конструктор Иван Ивченко в конце 50-х оставил престижную работу в Краматорске и переехал в Запорожье чтобы участвовать в создании первого народного автомобиля.
Иван Ивченко, начальник конструкторского бюро кузовов ОАО ''ЗАЗ'': "Видите, вот все формы сейчас - даже тогда он был, смотрелся хорошо. После него пошли угловатые какие-то формы. А сейчас опять, любой автомобиль посмотрите - формы сглаженные, спокойные".
В 69-ом запорожец был снят с производства. Но 316 тысяч машин, которые выпустило предприятие, оставили о себе добрую память не только в анекдотах. Сегодня открываются клубы любителей "горбатых", автомобили покупают для своих коллекций многие известные люди.
Виталий Семенюк, председатель запорожского клуба любителей ''Запорожца'': "По некоторым слухам, в коллекции Шумахера есть горбатый Запорожец. И самая свежая информация для телеканала "Интер" - один арабский бизнесмен, с которым я вчера беседовал, он сказал, что в коллекции принца Дубаи есть горбатый Запорожец".
Тем не менее, на Запорожском автозаводе не планируют возобновлять производство ЗАЗ-965. Так что машина, которая в анекдотах соперничает с "Мерседесом", со временем сможет конкурировать с немецким авто, если не в скорости, то по цене уж точно.