Власть хочет смягчить наказания преступникам [ Редагувати ]

Конституционный суд Украины начал рассмотрение дела по представлению Верховного Суда Украины о соответствии Конституции положений части 1 статьи 69 Уголовного кодекса Украины, которые касаются невозможности назначения лицам, совершившим нетяжкие преступления, более мягкого наказания, чем это предусмотрено законом.
Авторы представления считают, что положения статьи 69 противоречат, в частности, статье 24 Конституции, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом - в соответствии с этой статьей, не может быть никаких привилегий и ограничений учитывая расу, цвет кожи, политические или религиозные убеждения, имущественное состояние, социальное происхождение и т.д.
Таким образом, преступники также имеют равные права и ограничения в правах, которые зависят, в первую очередь, от степени тяжести совершенного ими правонарушения.
Как отметил на сегодняшнем заседании судья-докладчик в деле Виктор Скомороха, статья 69 УКУ регулирует вопрос о назначении преступникам более мягкого наказания, чем предусмотрено законом. А часть 1, подлежащая обжалованию в представлении ВСУ, устанавливает: при наличии нескольких смягчающих обстоятельств, существенно снижающих степень тяжести преступления и с учетом личности виновного, суд мотивировано может за особо тяжкое, тяжкое преступление, или преступление средней тяжести назначить основное наказание ниже самой низкой границы, установленной статьей Особой части УКУ, или перейти к другому, более мягкому виду основного наказания, не указанному в законе. Таким образом, обжалуемая часть статьи 69 не предусматривает назначение более мягкого наказания для лиц, совершивших нетяжкие преступления, что ставит их в неравные условия по сравнению с теми, кто совершил тяжкие или средние преступления.
В представлении также отмечается, что УКУ содержит, по меньшей мере, 116 статей, или их частей, устанавливающих уголовную ответственность за нетяжкие преступления, однако не предусматривают при этом более мягких видов основного наказания. В частности, в 40-а статьях УКУ не предусмотрен самый мягкий вид наказания за нетяжкие преступления - штраф, в 76-ти статьях размер штрафа превышает минимальный - 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а в 16-ти статьях предусматриваются штрафы, размер которых равняется 500 необлагаемых минимумов или превышает эту сумму. В 108-ми статьях УКУ не предусматривается такого наказания за нетяжкое преступление, как общественные работы. "Поскольку при наличии соответствующих оснований лицам, совершившим преступления средней тяжести, или тяжкие преступления при применении статьи 69 могут быть назначены более мягкие виды основного наказания, по сравнению с ними лица, совершившие нетяжкие преступления, находятся в худшем положении", - зачитал представление Скомороха.
Авторы представления также указывают на неоднозначное применение обжалуемых положений статьи 69 УКУ судами Украины, органами прокуратуры, и Судебной палатой в уголовных делах ВСУ.
Скомороха также сообщил, что президент Украины в своем письме отметил несоответствие статьи 69 статьям 24, 129 Конституции. И председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин в письменных разъяснениях высказал аналогичное мнение. В то же время, мнения научных учреждений на этот счет не совпадают. В частности, Киевский юридический институт МВД Украины, Львовский национальный университет имени Франко, Национальная академия внутренних дел Украины и Одесская национальная юридическая академия пришли к заключению о неконституционности обжалуемых положений статьи 69 УКУ. В то же время научные работники Киевского национального университета имени Шевченко, Львовского юридического института МВД Украины и Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого придерживаются противоположного мнения.