Почему Турции можно в ЕС, а Украине - нет? [ Редагувати ]
Наверное, в Европейском Союзе не найдется ни одного политика, который смог бы внятно и кратко объяснить, почему 3 октября 2005 года с мусульманской Турцией начнутся переговоры о членстве в этой организации, а христианской Украине, окрасившейся для пользы дела в цвет голландских болельщиков, этого членства в обозримом будущем не видать и суждено довольствоваться принадлежностью к "кольцу друзей вокруг расширенного Союза". Если у Турции в Европе - только пятка или макушка (выбирайте, что вам ближе), то Украина всем телом принадлежит Старому Свету, но это почему-то оказывается второстепенным. К черту географию? Но тогда в ЕС можно принимать и Ирак вместе с американской администрацией.
Циники говорят, правда, что до 2015 года - раньше в ЕС Анкара вступить просто не в состоянии - еще много воды утечет, а вместе с ней и шансы на успех этого сомнительного предприятия. Любопытно, что просвещенные граждане самой Турции, приверженные кредо отца нации Ататюрка, согласно которому религия должна быть отделена от государства, недоумевают по поводу наивности "коренных европейцев". "Как же они не понимают, - пишет обозреватель газеты "Хюрриет" Эмин Коласан, - что он (премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган) намерен использовать требования, предъявляемые к членству в ЕС, для того, чтобы лишить мощи военных, ослабить структуру гражданского общества и постепенно утвердить свой контроль над всей страной?" Пока что дочки набожного Эрдогана учатся в одном из американских колледжей, где в отличие от светских университетов Турции разрешено ходить в религиозном одеянии - хиджабе. Но когда, играя на заманчивой перспективе членства в ЕС, их папа превратится в султана - простите, президента с расширенными полномочиями (ждать, как полагают многие, осталось недолго), ситуация на родине может быстро измениться.
Насколько это действительно важно для тех, кто принимает решения в Старом Свете? После того как в декабре премьер-министром "освобожденного" Косова почти беспротестно стал Рамуш Харадинадж, обвиняемый в том, что лично убил 67 сербов и отдал приказ убить еще 267 человек, затрудняюсь с ответом. Немецкий журнал "Шпигель" отмечает, что Гаагскому военному трибуналу в данном случае, скорее всего, будет отведена весьма скромная роль, ибо американцы видят в Харадинадже своего "партнера", а "за решеткой от него будет немного пользы". Это уже даже не оранжевый, это уже светофорно-красный свет.
...На состоявшемся недавно "саммите 700 интеллектуалов" в Роттердаме под символичным названием "Европа: прекрасная идея?" один из ораторов, пытаясь определить европейскую идентичность, процитировал замечательного чешского писателя Милана Кундеру: "Европеец - это, вероятно, тот, у кого ностальгия по Европе". Когда же из зала раздался вопрос: "Готов ли кто-нибудь из вас умереть за Европу?" - президиум застыл в смущенной паузе, и собравшиеся печально засмеялись. А меня в очередной раз охватила, как писал поэт Андрей Вознесенский, "ностальгия по настоящему".
Дмитрий Воскобойников, главный редактор русской версии журнала "Европа".