Александр Ткаченко: Я отлично помню, как УТ-1 за сутки перекрасилось из красного в сине-желтый цвет [ Редагувати ]

Александр Ткаченко - экс-шеф "Нового канала", его кандидатура - в первых строках списка вероятных руководителей Общественного телевидения. Он один из немногих, кому затея превращения государственного телевидения в общественное не кажется невыполнимой. Впрочем, Ткаченко во главе ОТУ нравится не всем. Скажем, редактор интернет-издания "Телекритика" Наталья Лигачева высказала мысль, что "скорее всего, Александром преследуется ГЛАВНАЯ цель: собственного козырного трудоустройства". А некоторые издания, и "Газета..." в том числе, ему, мол, в этом попустительствуют, чуть ли не за деньги торгуя своим "профессионализмом"... Как еще можно интерпретировать игру словами "настолько" и "за сколько"? Полемизировать с подобным настолько же глупо, насколько некорректно уравнивать ответственность топ-менеджеров Роднянского ("1+1") и Ткаченко ("Новый") за все происходившее на нашем ТВ в недавнем прошлом. Мы просто публикуем интервью с Александром Ткаченко, человеком, имеющим конкретный взгляд на разрешение одной из самых болезненных проблем Украины.
- По версии Николая Томенко, Общественное телевидение может возглавить триумвират, где президентом будет Стецькив, вице-президентом по менеджерским вопросам - вы, а по информационным - Андрей Шевченко. Вас устраивает такое распределение?
- Если речь идет о переходном периоде от ГосТВ к общественному телевидению, то в этот период могут возникать самые неожиданные сочетания. Насколько я понимаю, Томенко говорил не столько о триумвирате, сколько о разделении полномочий. Эта схема может быть рабочей, но только при условии, что она временна и служит для того, чтобы закрепить позиции перехода к общественному телевидению. Совсем другое дело, если она предполагается надолго. Честно говоря, давно пора все эти общие разговоры перевести в профессиональную плоскость, и уже пора кому-то начать что-то делать практически.
- Какие-то замечания выдвигаются к наработанной концепции общественного ТВ?
- Конечно. Многим не нравится, что общественное телевидение предлагается создать на базе государственного, есть вопросы к предлагаемой структуре управления. Но, по большому счету, это все не столь важно. Важно зафиксировать ключевые параметры реорганизации государственного ТВ в общественное: как конкретно это должно произойти, какие люди этим могут заниматься, каковы сроки преобразования... Общественное телевидение в западном обществе давно доказало свою эффективность. Его преимущества: общественный контроль в лице специально созданных наблюдательных советов, общественная форма собственности, которая регулируется обществом, и независимая редакционная политика с невозможностью оперативного вмешательства власти в любом виде.
- Как вы думаете, почему Томенко за "симбиоз постов"? Почему не хочет отдавать власть в НТКУ в одни руки?
- Возможно, ситуация, которая сейчас сложилась на УТ-1, с организационной и политической точки зрения требует нестандартных подходов. Ежедневно обнародуются новые "мнения". Например, уже прозвучало, что все телеменеджеры не оправдали себя во время оранжевой революции с точки зрения политической, человеческой и профессиональной. Одновременно появились "размышления вслух" о том, что "Ткаченко воплощал темники, в то время как кто-то с ними ответственно боролся". Для начала я хотел бы услышать подобные заявления от тех журналистов, с которыми я работал. Мои коллеги знают, какую позицию я занимал, что делал или отказывался делать. Во имя какой-то политической или ситуативной целесообразности я свои приоритеты не меняю. Если за что-то мне следует извиниться, то за очень личные вещи, касающиеся тех, с кем я работал, и я это уже сделал.
- Наверное, многим вашим коллегам стыдно за свои прошлые эфиры - они сейчас предпочитают не показываться на глаза общественности...
- Я не комментирую жизнь и работу моих коллег - каждый сам сделал свой выбор. Могу говорить только от себя и людей, с которыми сейчас вместе работаю. Когда мы активизировали движение с общественным телевидением, то пошли на это сознательно, потому, что видим в этом свою маленькую профессионально-историческую миссию. Я знаю, я уверен, что только общественное ТВ сможет зафиксировать тот сдвиг, который произошел в системах координат и в головах у многих журналистов после длительного периода анабиоза.
- Как вы относитесь к упрекам в том, что, берясь за общественное телевидение, вы "пытаетесь козырно себя трудоустроить"?
- Я уже занимал практически все "козырные места", которые можно было занимать на телевидении. Работа на канале, который находится в крайне плачевном состоянии - это не приз за участие в забеге. Только очень далекий от профессии человек может видеть в этом что-то козырное, без проблем - флаг и лопату ему в руки, вперед на разбор завалов. Для меня козырь в другом - создать новое, то, чего ни в Украине, ни на постсоветском пространстве ещё не было - Общественное ТВ. Если кому-то нравится кресло в аппарате нынешнего НТКУ, то пусть в него садится, и удачного ему карьерного роста. Я вижу смысл своего прихода на УТ-1 только при условии его дальнейшей реорганизации в общественное ТВ.
- Не проще ли взяться с чистого листа за работу над каким-нибудь частным каналом?
- Общественное телевидение, если оно состоится, по определению не может быть моим или чьим-то персональным каналом. В этом-то и смысл. С частным каналом мне понятно все, я теоретически и практически знаю, что можно сделать из любого из них. Главное, чтобы не мешали. А что касается общественного ТВ - этого в Украине никто еще не делал.
- Что вы предлагаете делать с двумя тысячами людей, которые сейчас работают на НТКУ?
- Я на УТ-1 начинал, и для меня поводом уйти оттуда был следующий момент. В 91-ом была провозглашена независимость и люди, ранее запрещавшие то, что мы делали в программе "Гарт", пришли к нам и сказали: "Дайте те сюжеты, которые мы запрещали, мы используем для агитации за референдум". Тогда я понял, что ничего не изменилось. И сегодня ожидать быстрых перемен от новой власти не надо - люди остались прежними. Многие из тех, кто сидит на УТ-1 десятки лет, покрываются багровыми пятнами, когда видят мою физиономию в этих коридорах. Я отлично помню, как УТ-1 за сутки перекрасилось из красного в сине-желтый цвет. Почему я сейчас об этом говорю? Потому, что сегодня, с одной стороны, звучат крики: "Ты не достаточно оранжевый для нас". С другой - разговоры работающих на НТКУ о том, что "не надо ничего менять, все хорошо, а что не хорошо - мы сделаем, как вам надо, перекрасимся". Это меня настораживает, потому что это слияние двух крайностей: классической постсоветской идеологии (паразитировать на теле умирающего организма в виде государственной собственности УТ-1) и бесплодных дискуссий о том, что только достойнейшие должны заниматься преобразованием государственного ТВ. Лучше уж сразу вывесить список этих "самых достойных". Только нужно не забыть объявить критерии отбора и желательно им следовать со всеми и во всем.
- Принципиальное отличие НТКУ в будущем, если его возглавите вы и, например, Стецькив?
- Для руководства государственным ТВ во время его трансформации, очевидно, нужны особые рычаги влияния. В принципе я допускаю, что в переходный период руководить могут и политики: главное - сдвинуть дело с мертвой точки. Но Общественное ТВ - это уже другой процесс: общественный наблюдательный совет должен проводить тендер команд, концепций и так далее. И пусть победит лучший. Я четко знаю, какой канал я хочу и могу сделать, когда говорю об Общественном ТВ: уважаемый, интересный, отличающийся от существующих. Я понимаю, как и какие экономические условия нужно создать, чтобы он мог конкурировать с лучшими каналами страны и знаю, что за два-три года его можно сделать одним из лидеров на рынке и безусловным лидером с точки зрения доверия и зрительских симпатий.
- Чего никогда не может быть на таком канале?
- Тут никто не может петь осанну кому бы то ни было и уничтожать кого-то, если речь идет об информационно-политическом вещании. То, что сейчас в новостях УТ-1 фамилия Кучмы заменена на фамилию Ющенко, еще не значит, что произошли коренные изменения. Кроме этого, практикой должно стать появление украиноязычных сериалов и фильмов, которые сейчас являются исключением из правил и преподносятся как большое достижение. Должны быть интересные международные проекты, которые следует делать с участием Европейского вещательного союза. Документальные проекты, которые бы нескучно рассказывали о стране, её истории, публицистика, качественные программы для детей. Если коротко о том, что должно быть, - всё самое лучшее, так, как принято в цивилизованных странах, где Общественное телевидение пользуется наибольшим доверием и популярностью.
Виктория Кулько, "Газета по-киевски"