Заводы Украины могут остановиться из-за потери рынка в России [ Редагувати ]
Многие украинские заводы могут закрыться в течение ближайших лет - из-за потери своего главного рынка сбыта - России. Но промышленники все же надеются удержаться на плаву. Как? Знает Елена Брынза
Два месяца они работают по три дня в неделю. А с весны их завод и вовсе обещают законсервировать. Все из-за потери главного рынка сбыта - российского. Сегодня люди вышли на митинг. Что дальше делать - не знают.
"В Александрии ничего не работает, все заводы стоят, осталось единственное предприятие, которое работало в самые плохие времена тяжкие, а мы можем все вот от такой коробочки и кнопочки к шкафам, щитов и прочее", - говорит Зоя Мурадова, заместитель директора инженерно-коммерческого центра НПО "Этал".
Предприятие "Этал" производит платы и электрощитовое оборудование. Без работы могут остаться больше тысячи специалистов.
"У нас небольшой город - работы нет и дальше жизни продолжать как ее, за какие деньги, если кто-то еще детей учит, то это невозможно", - говорит Татьяна Шевченко, инженер-технолог НПО "Этал".
Но потеря главного рынка сбыта - по словам сотрудников - это лишь одна сторона медали. У завода - российские инвесторы. Люди считают, еще недавно процветающее предприятие они банкротят специально. Подтверждения у директора мы не нашли - он отказался с нами общаться. Чтобы добиться правды рабочие - обратились в СБУ и к президенту.
"Инвестор постоянно на протяжении всего периода собственности выводил средства из предприятия, кроме того были взяты кредиты под залог имущества, подвели наше предприятие под ликвидацию - это экономическая диверсия", - говорит Иван Козак, представитель трудового коллектива НПО "Этал".
Сократили рабочие смены и на Подшипниковом заводе в Харькове. Зарплата упала вдвое - люди сразу выстроились с заявлениями об увольнении.
"Примерно где-то человек 15 уволилось в связи с падением производства, в связи с уменьшением объемов люди более-менее пошли искать другую работу", - говорит Виктория Самойлова, мастер Харьковского подшипникового завода.
"Нестабильная работа ,заказы уменьшаются из-за этого люди поуходили, хорошие специалисты. Ну, если учитывать, что было 4 смены, скользящий график, осталось 2 смены - такой костяк. Хорошие ребята", - говорит Виталий Севидов, наладчик Харьковского подшипникового завода.
Таких предприятий два на постсоветском пространстве. Главный потребитель - железная дорога. Когда пришлось разорвать контракты с Россией, выяснилось - производить подшипники больше не для кого. В Европе поезда ездят по другой колее, а значит, чтобы поставлять туда нашу продукцию - все станки надо полностью переоборудовать
"От 3-5 лет именно процесс сертификации дальше нужно еще завоевывать рынок, то есть это нужно выйти с не менее качественным продуктом и существенные подвижки по стоимости иначе потребитель, привыкший к уже сложившимся исторически поставщикам, естественно свой выбор сделает в пользу тех, с кем он работает уже десятки лет", - говорит Владимир Стаханов, генеральный директор Харьковского подшипникового завода.
Эксперты советуют руководителям предприятий расширять свой кругозор - искать другие рынки или наладить выпуск новой - более востребованной продукции
"Зависимость от одного рынка - высокий риск независимо от того это Россия, или это США или Европа. Опыт подсказывает, если производится только один вид продукции, которые экспортируются исключительно на один рынок, либо потребляются, то у меня двойной риск", - говорит Игорь Бураковский, директор института экономических исследований Expert
Но и на поиски, и на переоборудование нужно - время. Именно это просят промышленники у правительства. Чтобы политики, пока заводы будут перестраиваться помогли им выжить - с помощью реформ.
"Нужна серьезная государственная программа для такой мощной отрасли как транспортное машиностроение, где работали десятки тысяч людей, экспорт составлял из Украины миллиарды долларов", - говорит Анатолий Гиршфельд, президент индустриальной группы "УПЭК".
На внешние инвестиции, пока в стране - военные действия, рассчитывать не приходится. А значит единственный выход оставить заводы на плаву - стимулировать внутренний рынок, считают эксперты
"Тот же металл, строительство. Сейчас стоит задача увеличить выпуск военной продукции. Надежды на то, что Запад нам поможет, не оправдались, и мы это видим. Мы теряем российский рынок, надо думать о замещении. Прежде всего таким инвестором могут стать украинские потребители. Но пока, что делает правительство - оно уничтожает и внутренний рынок", - считает Андрей Золотарев, политический эксперт.
Заводов, которые могут остановиться без российских заказов в Украине - десятки. Машиностроение, авиационная и радиоэлектронная промышленность - множество предприятий годами производили лишь детали для более сложных механизмов. И продавали их в Россию. По мнению экспертов, без поддержки со стороны правительства, бюджеты таких областей как Харьковская, Днепропетровская и Запорожская могут попросту не выдержать.