Газ из Туркменистана может вернуться в Украину [ Редагувати ]

С легкой руки украинского магната Дмитрия Фирташа Туркменистан, этот непотопляемый газовый гигант, похваляющийся 4-м местом в мире по величине запасов газа, может стать решающим фактором в обеспечении энергетической безопасности Украины, сообщает oilprice.com
27 марта во время встречи с заместителем премьер-министра Туркменистана Рашидом Мередовым Президент Украины Петр Порошенко направил прицельный "выстрел" в сторону Москвы, выразив желание возобновить импорт туркменского газа в качестве альтернативного источника доминиона Газпрома.
Порошенко таким образом однозначно напомнил про удачное газовое соглашение достигнутое еще в 2006 году "РосУкрЭнерго" Дмитрия Фирташа (RUE), согласно которому Украина импортировала 40 миллионов м³ газа из Туркменистана и Казахстана по цене в $60 за 1000 м³, что должно было демпинговать более дорогостоящий газ Газпрома, и что в конце концов привело к установке финальной цены в $95 за 1000 м³ – самой низкой цены на газ в истории страны.
Соглашение было подписано до 2029 года. Для сравнения можно освежить в памяти цены на газ, уплаченные Киевом в 2014 году, а именно $485 за 1000 м³ или с выбитой в Брюсселе временной скидкой в 25%, т.е. $248 за кубометр.
До российской агрессии, отправившей производственные показатели жадной на газ тяжелой промышленности Украины в рекордные низы, Украине требовалось около 40 млн. м³ газа в год, половина из которого приходилась на импорт.
Однако, в результате московского шантажа, Киев перевел свое внимание на другие источники, дабы спрыгнуть с газовой иглы Газпрома.
В 2014 году показатели уровня импорта России с огромной скоростью скатились до рекордных за последние 15 лет 44%. К счастью, Украине удалось найти неожиданную помощь в лице Словакии, Польши и Венгрии, которые реверсом потока природного газа по существующему трубопроводу, позволили Киеву начать экспорт российского газа по намного более выгодным тарифам, чем Украина сама когда либо могла добиться в Москве.
На данный момент, альтернативные партнеры по импорту, вместе со значительным сокращением внутренних потребностей в газе помогли значительно сократить силу рычагов влияния Кремля на политическую жизнь Украины.
Туркменская связь
В период с 2006 по 2009 годы туркменский газ, поставляемый через RUE Фирташа, играл партию первой скрипки на энергетической арене Украины, сдерживая киевский бюджет в рамках, а долг перед Москвой на расстоянии.
К сожалению, с приходом к власти Виктора Ющенко и его (временной) союзницы Юлии Тимошенко, был начат настоящий крестовый поход против личностей, связанных с оппозиционной Партией регионов, включая и Фирташа. Когда в 2009 году разгорелся газовый конфликт с Москвой Тимошенко, в прошлом сама газовый трейдер, заключила сделку, которая автоматически выводила из уравнения как туркменский газ, так и RUE.
Благодаря скидке первого года цены на газ в 2009 году были зафиксированы на отметке в $230, однако они взлетели до практически $400 к 2011 году. В 2010 году по Харьковским соглашениям, Украина получила $100 за м³ газа скидку в обмен на продление пребывания Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года.
Но, несмотря на это, цены продолжали свой рекордный подъем, как это видно из графика ниже. Оглядываясь назад, можно утверждать, что в какой-то мере эта сделка привела Украину к полной зависимости от Газпрома и нынешнему неоплаченному долгу в $5 млн.
Возвращение туркменской карты в энергетическую игру Украины может все поменять. Действительно, за последние шесть лет эта стана Центральной Азии повидала немало взлетов и падений, и, как и Украина, сейчас пытается подходом диверсификации обезопасить себя от непредсказуемых действий Москвы.
Вплоть до 2009 года Туркменистан спокойно поставлял Газпрому около 45 млрд. м³ газа в год. Однако эта доля была в одностороннем порядке сокращена Кремлем до ежегодных 11 млрд. м³, а в октябре 2014 года Газпром вообще объявил, что в будущем откажется от импорта газа из стран Центральной Азии.
Итак, контракт между двумя сторонами был в 2015 году сокращен до несчастных 4 млн. м³. Ашхабад воспринял этот шаг как пощечину и заявил о своем желании поставлять от 10 до 30 млн. м³ газа в Евросоюз, в потенциале по Южному газовому коридору ЕС – строящемуся газопроводу, который должен соединить Каспийское море с Европой через Турцию.
В сложившихся обстоятельствах, у Туркменистана простаивают мощности как минимум в 13 млн. м³, что может в будущем даже увеличиться, учитывая работу Ирана в газовой сфере и сокращение объемов импорта из Ашхабада. На фоне этих сказочных обстоятельств, дешевый туркменский газ может стать отличным решением для Украины.
Все это звучит великолепно, прям как в сказке, но как туркменский газ будет попадать в Украину, ведь любая сделка будет предполагать использование газопровода Газпрома?
Для начала, даже если Кремль и Газпром часто воспринимаются как понятия взаимозаменяемые, Газпром не всегда означает Кремль. Из-за постоянного вмешательства России в дела Украины, Газпром в 2014 году стал свидетелем беспрецедентного падения своей чистой прибыли на 70% до примерно $3.3 млн.
Разбор на металлолом Южного потока, отрезанность от западного капитала, падение рубля и европейского спроса на российский газ – все это внесло свой вклад в подрыв позиций Газпрома. Похоже, что компания сможет вернуть свои утраченные доходы только если разойдется с Кремлем и попытается заставить российское руководство принимать во внимание свои собственные интересы.
Действительно, Войцех Якубик отметил недавно, что "Газпром стал адвокатом интересов Украины в Кремле", понимая, что потеря Европы в переводе для компании будет означать конец, а ведь еще не так давно звучали обещания, что будет достигнута рыночная капитализация в $1 триллион.
Учитывая заинтересованность Фирташа во вложении своих бизнес-связей и финансировании $300-миллионного проекта для Украины, – Агентства модернизации Украины (АМУ) – возвращение туркменского газа в Украину не видится таким уж и невероятным сценарием.
Мандат Агентства, в команде которого задействованы такие шишки, как Пеер Штайнбрюк и Фердинанд де Клерк, предполагает разработку предложений, политических и стратегических документов, а также инвестиционных проектов, направленных на реформирование экономики Украины.
Т.к газ будет идти из Туркменистана и будет всего лишь пересекать территорию России транзитом, возможности Москвы по использованию его в качестве энергетического оружия против Киева будут сильно ограничены. Кроме этого, собственно в экономических интересах самого Газпрома, очевидно, лучше заработать немного, сдавая в аренду свой газопровод, чем не заработать вообще ничего.
Учитывая желания Туркменистана найти другие рынки для своего экспорта, и Украины отказаться от российского газа, эта сделка может связать всех игроков воедино, обеспечив им надежный и стабильный доход. Обеспечение энергетической независимости Украины – это первый шаг на пути разблокирования более широкого мирного процесса с Москвой.