В Иордании с нефтью рекордно дешевеет бензин [ Редагувати ]
Посадив нас с вами на бензиновую иглу, машину ведь в гараже не бросишь, сколько бы топливо не стоило, не уменьшают аппетиты. Не только у нас, но и на Ближнем Востоке, где казалось бы, копни и нефть просто из-под слоя песка в пустыне забьет. Как там регулируют цены - видел Роман Бочкала, он сейчас в Иордании.
"Аллаху Акбар"
Вокруг Иордании - самые богатые нефтью страны. Но парадокс в том, что в самом королевстве черного золота почти нет. Просто власть взяла под личный контроль цены на топливо.
"В Иордании за последние полгода цена на бензин снизилась в два раза".
Ахмет уже забыл, что такое считать заправленные литры. С тех пор, как цена на нефть стремительно пошла вниз, пропорционально стала снижаться и розничная цена на бензин.
"Если взять, когда баррель был 100 долларов, то меньше чем один динар и 20 копеек литр один не стоил. А сегодня - и 70 центов нет. - То есть в два раза снизилась? - Если не больше!", - говорит житель Аммана Ахмет.
Национальной забавой стало следить за индексами мировых фьючерсов. Ведь это так здорово, когда они падают.
"Народ даже следит. Если видим, что цена упала на международном рынке, то ожидаем что завтра - послезавтра цена должна упасть. И так и получается".
Как это работает - мы решили узнать в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов.
"У нас существует специальная комиссия, которая собирается в последний день каждого месяца и пересматривает стоимость топлива. Мы анализируем мировые цены и все составляющие себестоимости - страховку, морской транспорт, наземный, хранение, налоги. И выводим цену на следующий месяц", - объясняет генеральный секретарь министерства энергетики и минеральных ресурсов Иордании Галеб Маабри.
Частным компаниям не остается ничего другого, кроме как подчиняться. В противном случае - гигантские штрафы, вплоть до потери лицензии. С Королем шутки плохи.
"Наши цены на топливо максимально открытые и прозрачные. В них нет никакой коррупции и частного интереса", - уверяет генеральный секретарь министерства энергетики и минеральных ресурсов Иордании Галеб Маабри.
Впрочем, сети АЗС и не пытаются мухлевать. Здесь уже привыкли, что государство лучше не обманывать. К тому же в низкой цене есть своя выгода.
"Мы очень-очень рады! И ждем, что цена еще снизится!", - говорит водитель бензовоза Али.
Если раньше одного такого бензовоза хватало этой заправке на два дня, то теперь расходится за один.
"Наша продукция стала доступней. И клиентов стало больше", - говорит директор АЗС Орхан Фарук.
По цепочке подешевел городской транспорт, доставка грузов, отопление и горячая вода.
"У нас в стране отопление индивидуальное. Дизель развозим по домам", - рассказывает дизельщик Амрад. Вот так, подъезжаем к дому, отгружаем нужное количество и выписываем чек".
С прошлой зимы цена на дизель упала более чем в два раза.
"В прошлом году помню одна тона - 670 динаров, в этом году я купил за 370", - радуется Ахмет.
Но все может измениться, если мировые цены снова поползут вверх. Впрочем, предпосылок для этого пока нет.
"Я думаю, что до конца года цена на нефть будет в нынешних пределах. Если и вырастет, то совсем незначительно. Объем поставок вероятно снизится. Есть, конечно, и другие важные факторы - геополитические", - объясняет генеральный секретарь министерства энергетики и минеральных ресурсов Иордании Галеб Маабри.
Цена на нефть не будет повышаться более, чем 35 долларов. Как сказал министр энергетики Саудовской Аравии, они готовы держать цены - 10 долларов.Министр нефту Кувейта сказал, то будет где-то 30 долларов за баррель. И этому есть причина - выход на рынок Ирана. Разрешение американским компаниям торговать нефтью. Уже первый танкер пошел в Европу", - рассказывает посол Украины в Иордании Сергей Пасько.
Сегодня - 31 января, последний день месяца. А значит топливная комиссия снова в сборе. Два часа обсуждений и вот новая цена - в феврале бензин будет дешевле еще на 10%.