Организаторам теракта в Харькове грозит пожизненное и миллионные компенсации [ Редагувати ]
В Харькове сегодня вспоминают погибших во время теракта у Дворца спорта. Ровно год назад там прогремел взрыв, четыре человека погибли и еще десяток получили ранения. Сегодня на месте закладки мины установили памятный знак. Как за год продвинулось дело в суде и кого обвиняют в теракте родные погибших? Расскажет Лидия Калинина.
Харьковский Дворец спорта. Именно здесь год назад активисты собрались вспомнить события 2014. Тогда, 22 февраля в этом здании заседал так называемый "съезд депутатов юго-востока и Крыма". Здесь ждали и так и не дождались Януковича.
А вечером стало известно, что он сбежал. Годовщину этого события активисты решили отметить "Маршем достоинства". От дворца вышли колонной в сторону центра города. Но прошли всего пару десятков метров и прогремел взрыв.
Вот - активист Игорь Толмачев. Его еще пытаются спасти. Рядом сослуживцы откачивают милиционера Вадима Рыбальченко. Оба не доживут до приезда скорой. Толмачев - накрытый флагом, Рыбальченко - накрытый флагом.
А это - Даня Дидык, ему всего 15. За его жизнь и жизнь студента Коли Мельничука врачи будут бороться сутки. Но не спасут. Еще десяток человек окажутся на больничных койках.
Спустя год, здесь снова украинские флаги. В полной тишине открывают памятник. На месте, где террористы закопали мину.
"Чтобы я могла принести сюда цветы. И чтобы дети могли сюда принести цветы, и чтобы ребята, которые учились с Даником Дидыком, и чтобы ребята, которые работали с моим братом, могли прийти и поклониться этому месту", - говорит сестра погибшего милиционера Виктора Рыбальченко Татьяна Рыбальченко.
В организации взрыва подозревают этих трех мужчин. Их задержали почти сразу. Спустя четыре дня после теракта в СБУ отчитались: они признали свою вину. Работали по указке Российских спецслужб. Правда, теперь все отрицают.
"Ни одного вещественного доказательства не существует в деле, которое могло бы подтверждать причастность к этому трагическому событию меня и моих товарищей", - утверждает подозреваемый в организации теракта Владимир Дворников.
"Это фактически признательные показания, полученные нами под пытками", - говорит подозреваемый в организации теракта Сергей Башлыков.
Адвокаты подозреваемых даже фото показывают.
"Вот, на лбу, на щеке, ну и что под курточкой - тут даже страшно предположить".
"Переломы ребер. Такого характера были пытки с обвиняемыми и были имитации расстрелов, сказать, что какой-то человек может их выдержать и преодолеть, я не уверен", - говорит адвокат подозреваемого Башлыкова Александр Шадрин.
Эти побои подозреваемые могли получить при задержании, говорит адвокат потерпевших. Ни у него, ни у следствия сомнений в их причастности к теракту - нет.
"У нас есть геоданные по средствам мобильной связи, есть данные о перемещении этих лиц, есть видеосъемки. Ну о чем говорить, если закладка мины производилась под видеокамерой? Ну, скажем так, это кандидаты на премию Дарвина", - объясняет адвокат потерпевших Олег Головков.
"Что касается заказчиков, я думаю, вы все помните и знаете, что заказчики - представители спецслужб Российской Федерации, которые находятся за пределами нашей страны", - говорит прокурор Харьковской области Юрий Данильченко.
Заседания назначают чуть ли каждую неделю. Вот только адвокаты обвиняемых часто не приходят. И суды переносят.
"По всей видимости, надеются на то, что со временем резонанс к этому делу утихает", - предполагает отец погибшего Дани Дидыка Андрей Дидык.
"Я намерена ходить до конца, слушать, потому что я считаю, что не только подозреваемые, но и их адвокаты пусть смотрят в глаза людей, кто потерял своих близких в результате того что случилось", - говорит вдова Игоря Толмачова Марина Толмачова.
Родные погибших надеются, что приговора ждать недолго. В прокуратуре будут требовать для всех троих пожизненное заключение. А пострадавшие - еще и моральную компенсацию. Несколько миллионов гривен.