"Черные сотни" отправят на борьбу с контрабандой [ Редагувати ]
Слово коррупция очень часто звучит - вот сегодня в программе будет интервью с господином Расмуссеном - теперь уже советником президента Украины, бывшим Генсеком НАТО. Я спросил его: а в чем главная проблема Украины? Но он тоже сказал одно единственное слово - коррупция.
Ну Европа, похоже, все меньше верит обещаниям. Если раньше нас поддерживали скажем так - на волне сочувствия, то все чаще все больше смотрят а у нас-то с вами в стране что происходит? Как с коррупцией боремся. Как решаем ситуацию с контрабандой на границах?
Обещали сделать это давно, много разговоров было, но только сейчас, похоже, принялись за дело. Правительство создало так называемые черные сотни. А вот чем они будут заниматься - разбиралась наш спецкорр Лена Зорина.
Модные телефоны, продукты, алкоголь, машины, а еще - сигареты, дерево и янтарь. Их прячут в автомобилях. И даже под дипломатическим прикрытием. Такие грузы не проверяют. Муж первого секретаря посольства Украины в Словакии Оксаны Лищишин только за один раз перевозил сигарет более чем на полмиллиона гривен.
Но вот настоящее ноу-хау. Таможенники документы выдают, а в официальную базу не вносят.
"Мы первый раз столкнулся с таким, что вроде бы все нормально, бланки, печати и все, а в базе данных нет", - говорит Геннадий Москаль, глава Закарпатской Облгосадминистрации.
На границы правительство отсылает так называемые черные сотни. Это мобильные группы, куда входят пограничники, таможенники, налоговая милиция и полицейские. Зарплата - минимум 30 тысяч гривен. Максимум - 50. Кабмин хочет ударить высокими зарплатами по соблазну брать взятки.
"Ну там две лишние кофты найдут, пртокол составят. Пусть приходит еще сотня таможенная, черная, синяя, голубая, какая хотите. Мы не возражаем, только бы был результат", - говорит Геннадий Москаль, глава Закарпатской Облгосадминистрации .
Правительственные отряды уже на передовой контрабандного фронта.
Село Нижние Ворота. Въезд в Закарпатскую область. Казалось бы, 30 км от границы с Румынией, но уже здесь начинают следить, чтобы контрабандист не проскочил. Или, наоборот, - беспрепятственно проехал.
Полиция, пограничники и таможенники. Но обыскивают почему-то далеко не всех. Контрабанда - это миллионные прибыли!
Тяжелая ноша - легкие деньги. Весит вот такой груз контрабандиста, как мешок с сахаром. 50 кг. А зарабатывают при этом 500 гривен.
Их называют бегунами, бобрами, оленями и даже водолазами. Все - из-за изобретательности. Сигаретный груз доставляют через реку, лес и по воздуху, на дельтапланах. Оснащению даже пограничники завидуют.
"Просто-напросто разрезают забор. Закупают специальные средства, а именно гидрокостюмы. Те же тепловизоры", - говорит Сергей Тимощук, первый замначальника мукачевского приграничного отряда - начальник штаба.
Еще месяц назад в Киеве громко топнули ногой - крыши у контрабандистов больше не будет. Да и у самих дельцов наступят тяжелые времена. Но вот пункт пропуска Дьяково. Граница с Румынией. Челноков с контрабандой задерживают чуть ли не каждый день.
Правда, не всегда рыба крупная. Да и чаще всего нарушители отделываются штрафом.
Еще километр - и другая страна. Вот за тем лесом уже начинается Венгрия. А вот на этой горе в приграничном селе - частная наблюдательная вышка, откуда можно просчитать безопасный маршрут для контрабандиста. Ведь действия пограничников видны как на ладони.
Таких вышек здесь несколько. Для этого даже - парадокс - землю на границе приватизировали. Не без помощи местной власти. Самодельный шлагбаум. Тут же несколько вагончиков.
Охрана прячется в лесу.
"А вышка ваша? - Нет - А чья? - Соседа".
Вот такой вид с высоты. Хозяева вышки появляются ночью. Столичные борцы с контрабандой сюда так и не добрались. Тропы контрабандистов не заростают.
"Хотите сигареты, хотите ртуть, хотите золото".
За деньги дельцы готовы перенести все что угодно. Просят - 30 тысяч гривен.
"Жить будете, сто процентов. - Там уже и охрана приставлена. - Будете видеть всю дорогу. Поэтому хотите, еще румын позовем".
Но если тайную тропу можно и не заметить. То как не увидеть вагоны с лесом, который перевозят через границу?
Мы сейчас направляемся в Великоберезнянский лес. Это в 40 км от Ужгорода. Место самой масштабной незаконой вырубки. Только по официальным цифрам, представьте, оттуда вывезли 100 машин с деревьями и до сих пор продолжают.
На грузовиках преодолевают тропы, по которым даже пешком идти трудно.
Сейчас - затишье. На станциях стоят составы с лесом. Ехать дальше за границу нельзя - слишком много внимания. Назад тоже не возвращаются. Похоже, ждут какого-то особого момента. Так не станет ли контрабандное затишье временным?
Не там ищите! Говорит губернатор Закарпатья Геннадий Москаль.
"Киев зарабатывает. Ну, может таможенник там что-то заработает на обед или на ужин. Все, что собиралось, все централизованно шло в Киев ", - говорить Геннадий Москаль, глава Закарпатской облгосадминистрации.
Сейчас в регионе - рассказывает Москаль - полно столичных проверяющих.
"Сейчас на каждого таможенника 9 сбушников".
Но смогут ли эти 9 на одного разорвать коррупционную паутину, которую плели годами?
Константин Ликарчук еще год назад работал в фискальной службе. Раскрывает объемы всех заработков.
"Таможня дает в государственный бюджет где-то 200 млрд гривен в год. 40-50% от этого где-то теряется. То, что теряется - расходится по карманам. Это, я думаю, что там реально еще один государственный бюджет", - говорит Константин Ликарчук, бывший заместитель главы Государственной Фискальной Службы Украины.
Чем закончится эксперимент с правительственными "черными сотнями"? Показательными увольнениями? Или действительно реальными посадками? Скоро увидим.