Портрет украинского криминала [ Редагувати ]

Со времен распада СССР криминал стал на постсоветском пространстве нормой жизни. О нелегких буднях "бригад", "братков" и "воров в законе", писались книги, снимались фильмы и слагались легенды. Но времена меняются, и преступники меняются вместе с ними (а тех, кто не может или не хочет измениться, просто "уходят"). Что же сегодня представляет собой украинская преступность?
"Бытовуха"
Для начала - пара слов о так называемом "бытовом" криминале. Говорить о нем очень сложно. Отчасти это обусловлено тем, что количество преступлений, совершаемых обычными людьми в бытовых условиях огромно. Отчасти потому, что иногда преступления, совершаемые обычными людьми в бытовых условиях, просто поражают жестокостью, более характерной для маньяков (ну как относиться к тому, кто насилует 6-летнюю девочку или убивает человека кастрюлей?). А также потому, что четкую статистику подобных происшествий вести попросту неимоверно тяжело, хоть наша доблестная милиция и пытается.
Кражи, драки, мелкая контрабанда и торговля наркотиками, реже - убийства в быту - серьезная проблема нашего общества. В большинстве случаев подобные злодеяния совершаются рядовыми гражданами под влиянием негативных эмоций, а сами преступники зачастую искренне сожалеют о совершенном. Более того, они часто не могут понять, как они могли дойти до такого. Поэтому и приговоры за "бытовуху" чаще всего бывают мягкими или даже условными.
По мнению специалистов, росту числа бытовых преступлений может способствовать обострение социально- психологического климата, рост алкоголизма и наркомании, разрушение семейных устоев, безработица и многое другое. Примечательно, что во многих случаях преступники как раз ссылаются на подобные обстоятельства, мол, "горькая довела" или безденежье (хотя в соответствии с Криминальным кодексом Украины алкогольное опьянение считается отягащяющим, а не облегчающим фактором). Однако в последнее время в целом по Украине МВД зафиксировало снижение количества бытовых преступлений в среднем на 10-12 процентов.
Преступность организованная
Совсем другой разговор - об организованной преступности, которая охватывает практически все сферы жизни общества. И многочисленные отчеты и рапорты бравых чинов в погонах о постоянной и непримиримой борьбе милиционеров с зарвавшимся криминалитетом почему-то не прибавляют уверенности в том, что заслуженное наказание понесут реальные преступники.
Судите сами: если верить сводкам, в 2004 году правоохранительными органами было выявлено и обезврежено более двух с половиной сотен ОПГ по всей Украине, которые совершили около 2 тысяч преступлений. Из них примерно половина имела в своем составе от 4 до 10 человек, еще около 35% - по 2-3 человека. То есть - это мелкие группы даже не городского и не всегда районного масштаба. Например, трио подростков, которые взломали продуктовый ларек... (Информация к размышлению: по данным Генпрокуратуры, "до 75% преступлений, выявленных спецподразделениями, - это кражи и другие малозначительные преступления".) Рискнем предположить, что простые граждане, говоря о "бригадах", вкладывают в это понятие совсем иной смысл.
Более красочную картину о настоящих ОПГ обыватель может получить обратившись к криминальным хроникам и ежедневным сводкам хотя бы той же "Магнолии ТВ". Ведь там с завидной периодичностью проходят сообщения об очередном убийстве того или иного "авторитета" то на центральных улицах Киева (помните "Прыща" или "Рыбку"?), то в областных центрах ("Крава", "Чарлик" в Черкассах). В подобных случаях компетентные органы любят делать громкие заявления, что мол, "мы уже давно за ними следили, но все материалов не хватало, чтобы посадить, а тут - "заказ"... Но мы все равно активно боремся с организованной преступностью!" Хотя, по-моему, в отношениях с такими мощными группировками, как банды "Рыбки" или "Черепа" милиционеры чаще выступают статистами и совсем не возражают, чтобы какой-нибудь киллер проделал за них всю грязную работу.
Не исключено, что именно поэтому до сих пор львиная доля банковского, туристического, спортивного бизнеса и, естественно, рынков, кафе и торговых центров в Киеве и регионах находятся под прямым или посредственным контролем многочисленных ОПГ. А наличие "заинтересованных" лиц, которые сидят в нужных креслах, очень помогает им избежать неприятных бесед с сотрудниками МВД или налоговой.
Особый вид организованной преступности - этническая. Их появление в Украине относят к началу-середине 90-х годов и связывают с наплывом беженцев и иммигрантов из многочисленных горячих точек бывшего СССР. Мирная Украина с ее высоко толерантным отношением к иностранцам стала для подобных этнических групп вторым домом. Характерными чертами ОПГ, организованных по национальному признаку, являются максимальная сплоченность и законспирированность Чаще всего клиентами органов МВД и прокуратуры становятся представители чеченских, цыганских, грузинских, азербайджанских, армянских, вьетнамских, китайских, татарских преступных группировок.
Власть криминальная
Затронув тему коррупции, мы конечно не можем не сказать об одной из главных особенностей национального крупного криминала - о его симбиотических связях с политикой и бизнесом. С приходом новой власти развернулась широкая кампания по борьбе с нечистыми на руку финансово-политическими группами, представляющими власть старую.
Самое громкое на сегодня дело - это, конечно же, процесс над бывшим главой Донецкого облсовета Борисом Колесниковым. Кроме того, практически каждый день по информагентствам проходит информация об уволенных, задержанных или объявленных в розыск госслужащих и чиновниках, подозреваемых в коррупции. Оппозиция настаивает, что это - всего лишь предлог для политических репрессий. Может быть. Но если этот предлог доказуемый и за него предусмотрена уголовная ответственность, то акции протеста могут быть лишь шумовым эффектом, призванным отвлечь внимание от действительных преступлений. С другой стороны, и громкая кампания по борьбе с коррупцией может подпасть под определение "много шума из ничего", если прокуроры не смогут доказать вину задержанных.
В этом смысле показательным является заявление и.о. начальника ГУБОП МВД Украины Сергея Корнича о том, что он "глубоко убежден", что спонсор Партии Регионов, олигарх и по совместительству самый богатый человек Украины Ринат Ахметов - "реальный руководитель организованной преступной группировки". Я не менее глубоко убежден, что найдется еще немало украинцев, разделяющих подобную точку зрения (как, впрочем, и тех, кто придерживается иного мнения). Но вину бизнесмена требуется доказать. А вот с этим у отечественной милиции проблемы. Причем даже если доказательства имеются.
А пока что все что-то слышали не только о криминальном прошлом, но и о подозрительном настоящем Януковича (имеются ввиду упоминавшиеся в некоторых телепрограммах связи бывшего премьер-министра и его близких соратников с преступным миром Донбасса). Много и часто говорят о злоупотреблениях и коррупции бывшей власти в Закарпатье. Немало пишут и о земельных махинациях в Крыму, которые не обошлись без участия власть имущих или имевших.
В общем, из всех рассмотренных видов организованной преступности политический криминал является самым ярким. Более того, злые языки утверждают, что дела известных на всю страну ОПГ представляет собой лишь производную от деятельности именно политиков...
PS Такой вот получается портрет украинского криминала: политизированный, жестокий, многонациональный, как сама Украина, с легким налетом рядовой "бытовухи". Чтобы побороть эту гидру власть силится "накачать" новый "мускул" - Национальное бюро расследований. Вот только проблема, наверное, не в недостатке инструментария для противодействия преступности. А в том, что, невзирая на громкий лозунг "Бандитам - тюрьмы!", многие члены нового руководства нашей страны, похоже, верят, что "мафия непобедима". Или, что еще хуже, сами стали новыми головами этой гидры.
При написании статьи использованы материалы официальных сайтов Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел Украины, Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, Государственного комитета статистики Украины, ИА "Ранок"