Россия, ЕС и НАТО. Глубокий контекст и тонкий подтекст [ Редагувати ]

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр сегодня прибыл в Москву для встречи с президентом России Владимиром Путиным. Глава МИД России Игорь Иванов заявил, что поскольку встреча между британским премьером и российским президентом будет носить неформальный характер, они обсудят весь спектр российско-британских отношений и сотрудничество на международной арене. Кроме того, по словам Иванова, на встрече будут затронуты вопросы обеспечения безопасности государств, строительство модели европейской безопасности.
Визит Владимира Путина в Брюссель и его сегодняшние переговоры с британским премьер-министром Тони Блэром показывают, что Россия решила выстроить новую стратегию отношений с Северо-Атлантическим Альянсом и ЕС. Намеки московского лидера о желании интегрироваться в НАТО и сдержанная помощь Вашингтону в подготовке к операции "Возмездие" зачастую напоминают "прощупывание почвы" перед более решительными шагами. Впрочем, последние заявления Путина здесь называют закономерными. Мол, отношения с НАТО давно пора было менять.
Владимир Лукин, вице-спикер государственной думы РФ: "Такие решения принимаются и такие стратегические установки появляются. Когда возникают соответствующие условия. Условия возникли сейчас. Они возникли потому, что шла большая работа. Ведь президент не первый раз говорил об этом, он говорил многократно".
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики, политолог: "Происходит новое союзничество, возникает просто объективно на основе преобразования реального мира, как после второй мировой войны. Возникло новое оружие, возникло разное к нему отношение, разная политика, страны разошлись по новым лагерям. Я думаю. Происходит то же самое и сегодня.
Вполне возможно, что уже в ближайшее время Россия предложит Альянсу подписать новый договор о партнерстве. Сейчас еще действует соглашение, заключенной в 97-м году Евгением Примаковым и Мадлен Олбрайт. Правда, и четыре года назад и теперь его называют не слишком выгодным для Москвы.
Владимир Лукин, вице-спикер государственной думы РФ: "этот механизм, он построен по какому принципу: вот мы поговорим. А потом мы там в НАТО решим. И примем решение в расчете на то, что Россия это решение автоматически проглотит. Я считаю, что это неправильно ни для России ни для Украины".
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики, политолог: "Россия оказалась просто по одну черту с Европой, с соединенными Штатами Америки. И теперь речь идет просто о том, как оформить реальность, а не о том, что мы чего-то просим или чего-то домогаемся. Наоборот, мы стараемся как лучше, как мягче и как эффективную систему союзов".
Впрочем, пока что Россия ограничивается лишь намеками на то, что она не против установить более теплые отношения с североатлантическим альянсом и европейским союзом. Но речь идет не просто о более тесном сотрудничестве, а о вступлении в эти организации. И российские политики сейчас размышляют не на тему дружить или не дружить с НАТО и вступать или не вступать в ЕС. А о том, когда Россия станет членом этих организаций.