Экстремальное воровство [ Редагувати ]

Воровать на улице - одно дело, в магазине - другое. Обчистить банк или ювелирный музей - высший пилотаж. Но тянуть железяки с вагонов, когда над макушкой всего в нескольких сантиметрах напряжение в 27000 вольт - это уже из сферы экстремального. Ведь в любую секунду искусственная молния может испепелить вора на кочерыжку. Но при этом в Украине продолжает процветать воровство грузов. Более того, по словам железнодорожников, оно начинает обретать черты общегосударственной проблемы.
История болезни
Железнодорожники припоминают, что начиналось это бедствие с отдельных хаотических вылазок местного населения за металлоломом, который железная дорога перевозит с пунктов вторсырья на склады металлургических предприятий. Но буквально за два года все выросло до такой системной и профессиональной работы, что противостоять этому уже почти бизнесу своими силами "Укрзализныця" на сегодняшний день не может. В некоторых случаях воры скорее похожи на грабителей. Как на диком Западе, преграждая рельсы, ждут поезда. Тот либо притормаживает, либо останавливается на некоторое время. А дальше уже дело рук других специалистов.
В принципе, как рассказывают железнодорожные охранники, весь этот горе-бизнес очень четко организован. Нападающие работают группами. Одни лезут на вагон и скидывают груз. Куда? Да куда попало. На соседние рельсы в том числе. Другая группа проходит вдоль путей и собирает товар, складывая его в кучи. Третий, так сказать транспортный департамент, грузит добычу на мотоциклы, легковые и даже грузовые автомобили и уже отвозит на пункты приема металла. На стрельбу ведомственной охраны нападающие реагируют спокойно. Как правило, те палят только в воздух. Хотя были случаи и попаданий - утверждают охранники. Тогда воровская братия изощряется и берет "на работу" подростков, зная, что по ним стрелять уж точно не будут.
Совместными усилиями
"Укрзализныця" недавно провела очередное рабочее заседание уже в Харькове на предмет того, как подобрать методы борьбы против разворовывания грузов. Железнодорожники проговорили с представителями МВД возможные варианты решения этого вопроса. Ведь убытки растут, как на дрожжах. Если пару лет назад потери исчислялись только сотнями тысяч гривен, то уже в 2006-м "Укрзализныця" "попала" почти на 5 миллионов. По словам заместителя генерального директора Петра Науменко, это только официально посчитанная сумма. Он заверил, что не все грузополучатели заявили о потерях. Поэтому объемы воровства, очевидно, еще серьезнее. "Нужно обращаться к правительству, к высшим органами власти, чтобы они помогли в борьбе с этой бедой", - заявил г-н Науменко. По потерям пока лидирует Приднепровская дорога - она заработала "убытков" свыше 2 миллионов.
По правде говоря, волнения железнодорожников связаны не только с финансовыми потерями. Очень опасной становиться ситуация, когда это явление становиться массовым. Поскольку воры начинают тягать груз не только на местах отстоя вагонов, но и во время движения составов. Работают так сказать на ходу. При этом тяжелые чушки, лом, слябы часто летят на соседние рельсы. Правоохранители предоставили журналистам оперативную видеосъемку. Жаль, что с помощью только слов нельзя передать динамику происходящего. Но зрелище действительно увлекательное. Люди прыгают с пешеходного моста на проходящий внизу поезд и тут же без промедления берутся за дело. На землю в разные стороны летят металлические изделия. Внизу несколько подельников контролируют процесс, убирая то, что упало на рельсы. Железнодорожники допускают, что воры могут кое-что призабыть. А подобный предмет на путях - это практически стопроцентная железнодорожная авария со всеми вытекающими.
"Беззубое" законодательство
Победить в этой войне не дает отечественное законодательство - жалуются железнодорожники. Так как привлечь виновных к ответственности практически нет возможности. Ведомственная охрана время от времени отлавливает воришек и передает в милицию. Там охотников за металлом держат некоторое время и отпускают. Максимально, что им светит - админответственность в виде скромного штрафа - разводят руками правоохранители. Все, что может милицейская система - пока только раскрывать группировки и информировать об этом железнодорожников и общественность. Наказать кого-либо практически невозможно. А криминал вдоль железных дорог тем временем растет вширь и ввысь. По словам первого заместителя управления МВД Украины на транспорте Валерия Литвина, только в этом году уже раскрыта деятельность пяти преступных групп. "Я не думаю, что одиночки могут красть десятками тонн ферросплавы, лом или уголь. Это организованные группы", - сказал он. Железнодорожники обещают пролоббировать изменения к действующему законодательству. Так, чтобы превратить административную ответственность в криминальную. Ведь по большому счету, воровство на дороге, это не просто воровство, а несанкционированным вмешательством в работу железнодорожного транспорта. За это уже могут и посадить. А если еще на законодательном уровне запретить пунктам приема вторсырья, принимать металлические полуфабрикаты (например, чушки), половина проблемы буде решена - считают железнодорожники. В конце концов, отличить обычный лом от правильной формы металлозаготовки сможет любой. Правда воры тоже не спят и расширяют не только свою географию, но и ассортимент продукции, которая подходит под так сказать нужные им параметры. Начальник управление военизированной охраны "Укрзализныци" Юрий Потетюев рассказал, что если раньше ведомственная охрана сопровождала 13 разновидностей грузов, то на сегодня приходится смотреть уже за 64 наименованиями.
Консервация - лучший способ
На сегодня практически единственным действенным способом остановить воров является консервация вагонов. На это пока пошли ферросплавщики, поскольку их продукция заметно дороже, чем любая другая, перевозимая в открытых полувагонах. Защита довольно таки проста. Предприятие отправитель заваривает подвижной состав самыми обычными крышками. Грузополучатель же вскрывает вагон, как консервную банку, достает груз и оправляет состав обратно. Единственная проблема - как доставлять крышки. Ведь тара возврата не всегда идет именно туда, откуда пришла. Железная дорога может отправить вагоны другому грузоотправителю. Хотя и эта сложность решаемая - утверждают специалисты. По сравнению с нынешними объемами воровства, издержки на доставку нескольких десятков крышек выглядят сущим пустяком.