Киев не сделал никаких выводов [ Редагувати ]

После признания украинской стороны причастности своих ПВО к гибели российского самолета Ту-154 Киев странным образом свел всю проблему к одному - второстепенному - вопросу: снимать или не снимать министра обороны с должности. Между тем проблема гораздо шире, серьезнее и трагичнее, чем карьера Александра Кузьмука.
Еще вчера президент Украины Леонид Кучма не дал отставку министру обороны страны Александру Кузьмуку, о которой тот просил в связи с появившимися косвенными доказательствами причастности украинской ракеты к гибели самолета Ту-154. Похоже, сам министр понял все в день трагедии и принял решение, но Кучма не решился брать на себя ответственность, покуда вина украинских военных доказана не была. Президент решил ждать. Официальных выводов комиссии по расследованию причин гибели самолета.
В итоге он дождался явно не того, чего ждал. Сегодня Кучма уже может удовлетворить просьбу министра об отставке. Комиссия официально подтвердила - Ту-154 был сбит украинской ракетой во время учений ПВО. Такой вывод сегодня огласил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. И это равносильно признанию украинской стороны своей вины в гибели самолета.
Странно только, что после подрыва самолета и гибели людей, после долгого упорства, отнекивания и нелицеприятных заявлений высшего украинского руководства, дебаты в официальных кругах в Киеве свелись к дальнейшей судьбе Александра Кузьмука. Ведь проблема-то гораздо шире и серьезнее.
Речь, во-первых, идет о том, каким образом после всего, что произошло Киев будет извиняться перед Москвой и Тель-Авивом, перед родственниками и близкими погибших, горе которых нельзя измерить материально. Еще неизвестно в какой степени скажется вся эта трагедия на ухудшении двусторонних отношениях, но ясно, что сам факт вины плюс поведение украинской стороны в ходе расследования эти отношения не украсят. Трудно забыть оскорбительные для памяти погибших слова Леонида Кучмы о том, что, мол, бывают катастрофы и помасштабнее.
Во-вторых, уже сейчас и как можно быстрее нужно думать о моральной и материальной компенсации родственникам тех, кто погиб, а это тоже дело не простое. Сколько заплатит Украина за гибель людей? Эта сторона вопроса должна была бы волновать Киев не меньше политической судьбы одного, пусть и высокопоставленного, чиновника. А ведь помимо возмещения ущерба за гибель придется платить и за моральный ущерб, и за крушение самолета. Авиационная компания "Сибирь" в своем судебном иске предъявит счет Украине, который уже сейчас равен 10 млн. долларов, хотя в него еще не включены суммы компенсации за моральный ущерб и ущерб нанесенный авиаперевозчикам.
Не задумываются в Киеве и проблеме по сути кризиса вооруженных сил Украины с тем, чтобы не допустить подобных инцидентов в будущем, если учесть, что это случается уже не первый раз. И здесь увольнением одного Кузьмука дело не решишь. Существует серьезная проблема того, что многие солдаты вооруженных сил просто не понимают украинский язык. Еще предстоит разобраться, не стал ли языковой барьер одной из причин, приведших к столь трагическому стечению обстоятельств.
Готова ли сейчас Украина ответить на все перечисленные и многие другие вопросы, которые еще будут поставлены в связи с гибелью самолета? Но, похоже, украинская сторона решила исходить из того, что вывод комиссии пока носит статус "предварительного" и, может быть, еще надеется на какой-то "счастливый" исход.
Понятно, что предварительным такой вывод комиссии назван лишь условно. Этот вывод станет наверняка и окончательным, так как комиссии осталось лишь провести исследования фрагментов самолета с целью установления условий поражения и более тщательно проанализировать фрагменты самой ракеты. Новых выводов по ее принадлежности сделано, разумеется, не будет.
Понятно, что такое признание Украине далось нелегко, но оно все же было сделано. Правда, сделано под давлением улик, и украинская сторона, как уже было сказано, шла к этому признанию через упомянутый уже призыв Леонида Кучмы "не делать трагедии" из возможной ошибки, совершенной военными, через его заявление о том, что "бывали в мире ошибки и покрупнее". Скорее всего украинскому президенту придется еще извиняться и за эти слова.
Сегодня утром пресс-секретарь президента Украины Игорь Сторожук сказал, что все руководство военных учений ПВО понесет наказание, если подтвердится версия о том, что именно украинская ракета сбила российский самолет. Наказание, по его словам, будет соответствовать мере причастности этих чинов к трагедии. Но кроме вынесения наказания необходимо делать выводы, чтобы не повторять трагических ошибок.