По заветам Симоны де Бовуар [ Редагувати ]

Нашему государству без двух недель 16 лет. За это время много воды утекло и много на украинской земле изменилось. Изменилось, хоть и не сильно, и общественное мнение в отношении женских прав и места женщины в обществе. Этими достижениями по праву могут гордиться наши прекрасные половины. Однако украинцам в этой сфере еще есть куда стремиться.
Женский силуэт отечественной политики
Отечественная политика в последние годы приучила украинских мужчин к тому, что женщина тоже может быть руководителем, и руководителем неплохим. А если определенным макаром сойдутся звезды, то женщина скоро появится и в президентском кресле нашей родины. Подобный сдвиг в голове украинских мужчин произошел не вдруг. Некоторое изменение можно наблюдать в последние лет семь-десять. Не зря политолог Дмитрий Выдрин отмечает, что украинская политика все больше и больше развивает свои черты феминности. Пусть в пятом созыве Верховной рады женщин было даже меньше, чем в созыве четвертом, однако большинство из них оказались на передовой, на телеэкранах, отодвинув отечественных косноязычных мужиков с хроническим инфантилизмом на задний план.
Полюбуйтесь: лидер БЮТ и, возможно, будущий президент страны Юлия Тимошенко, чье руководство блоком многие называют "фашисткими методами", намекая на то, что он постепенно превращается в подобие НСДАП с его вождизмом.
В Партии регионов одну из первых скрипок играет Раиса Богатырева, которая в Раде пятого созыва исполняла обязанности главы парламентской фракции. Учитывая тот факт, что наблюдатели ее обычно относят к внутрипартийной группе Рината Ахметова, выигравшей аналог "праймериз" (миллиардеру удалось провесть в список на досрочные выборы практически 50% своих людей), она и дальше будет одной из самых заметных фигур этой политической силы. Кроме того, к ПРУ присоединилась одна из it-girl прошлых выборов Инна Богословская, которая разбавила первую пятерку "донецких" собственной персоной.
В "Нашей Украине" и пропрезидентских силах вообще заметных женщин также достаточно. Это и Ксения Ляпина, это и Ирина Геращенко, это и Ирина Ванникова, это Вера Ульянченко, это и Руслана Лыжичко, Нина Матвиенко и Оксана Билозир, в конце концов. Не стоит также забывать, что после победы оранжевых на постах губернаторов в разное время оказывались три женщины. При Кучме такого не было. Да и в министерских креслах побывало несколько женщин.
Компартия может похвастаться тем, что одной из самых ярких ее говорящих голов является великолепный оратор с хорошо поставленным голосом Екатерина Самойлик, чьи спичи может затмить разве что ее босс Симоненко.
Не забывая о СПУ, скажем, что в сейчас в первой десятке в предвыборном списке стоит незабываемая обладательница норковой шапки, глава Фонда Госимущества Валентина Семенюк, которая не расстается с этим местом вот уже два с половиной года. Именно Семенюк стала визитной карточкой социалистов. Некоторые ее считают самым удачливым руководителем ФГИ.
Нельзя также забыть и пламенную прогрессивную социалистку Наталию Витренко, которая очень огорчила большинство наблюдателей, не попав в прошлый парламент. Однако 30 сентября у нее есть все шансы на прохождение 3%-го барьера.
Все вышеперечисленные политические силы понимают, что украинский женский электорат со временем устал видеть одни мужские фигуры на политолимпе. Потому, хоть и недавно, но вполне успешно партии и блоки начинают разыгрывать женскую карту. Однако до торжества женских прав в нашем политикуме еще далеко. В прошлой ВР было меньше женщин, чем в парламенте образца 2002-2004 годов (там было 4%). Нелишним было бы ввести так называемую квоту на списки - хотя бы по одной женщине на каждую пятерку. 20% - и тогда бы Украина на международной арене могла похвастаться хотя бы эмансипированностью, став вровень с передовыми странами. Ведь сейчас в мире есть 6 руководителей-женщин, 6 послов при ООН и масса премьер-министров - немужчин. Чем мы хуже?
Молодым везде дорога. Но не без мужа
Положение женщины в украинском обществе всегда было завидным для многих наших соседей. Сейчас оно еще больше упрощается. И в этом мы должны благодарить, в том числе, и советскую власть. Ведь она дала украинцам бесплатное образование, медицину и общее избирательное право.
Однако те же Советы можно обвинить и в том, что у женщины на 5 лет меньше срок для трудовых подвигов. То есть зачастую у женщин не только зарплата меньше, но и пенсия, хотя наша отнюдь не слабая половина человечества по медицинским показателям в среднем и здоровее, и живет дольше.
И здесь уже нашим политикам стоить реформировать всю пенсионную систему. Не только ввести почасовую оплату труда, что еще раз подтвердит равные возможности обоих полов, но и отдалить для них границу пенсионного возраста, сравняв мужской с женским. Думается, большинство женщин будет не против.
Однако есть проблемы у женщин и в карьерном плане. Если зачастую молодые люди теряют год-полтора из-за военной службы, то женщины часто теряют от полутора до девяти лет (трое детей) за счет декретных отпусков. И в этом контексте работодатели, как, кстати, и работники иммиграционных служб и посольств других стран по отношению к украинкам, любят нарушить женские права.
Не раз и не два я слышал случаи о том, что между молодым человеком и девушкой одногодками возрастом до 25 лет серьезные работодатели выбирали стабильно первого. И дело здесь, упаси Боже, не в интеллекте и уровне образования, которые у мадемуазель зачастую выше, чем у мессира, а в том, что на роду написано, что рожать в этом мире не мужчинам, а женщинам. А 20-25 лет - такой возраст, при котором выросшие в патриархальной советской семье девочки норовят выскочить замуж и забеременеть. Потому здесь можно понять и кадровиков, считающих молодую девушку 20-25 лет типичной группой риска. Зато замужние дамы с двумя-тремя детьми очень ценятся на трудовом рынке. Им, скорее всего, не нужна следующая беременность, им нужно кормить семью - следовательно, они будут отличаться великолепными качествами работника и, как следствие, быстро идут по карьерной лестнице.
В этом контексте можно заметить, на какие две основные группы делятся мои ровесницы-девушки (мне - 23). Представительницы группы первой выбирают карьеру, условно говоря, второй - семью. Однако через несколько лет, на тридцатилетнем рубеже, как ни странно, вторые с легкостью догоняют первых. Ведь работодатель кого ценит - см. абзацем выше. И хотя первая группа намного меньше второй, она под влиянием глобализации и западного life-style постоянно и стремительно растет. Женщина все больше начинает пользоваться своей силой в Украине. И хотя это хорошо, нельзя не отметить одно из побочных явлений этого процесса. Я говорю о движении child-free.
Эмансипация без феминизма
Что сказать, женскую эмансипацию мы можем наблюдать каждый день не только на экранах телевизоров, но и на дороге. Как говорит одна моя знакомая: "Это бум последних нескольких лет - баба за рулем в столице". И действительно, сначала у женщин появилось право на образование, потом - право голоса на выборах, а сейчас появляются и деньги. О чем свидетельствует бешенными темпами растущий рынок "дамских авто". И хотя мужики на дороге норовят убраться подальше от машинки с буквой "У" и блондинкой за рулем, статистика говорит о том, что процент аварии с участием слабого пола намного меньше, чем с представителями сильной половины человечества.
И женщины день за днем разрушают стереотипы не только в политике и бизнесе, не только в медицине и образовании, но и в религии. В этом контексте следует упомянуть протестантские церкви, несущие в массы американизированную кальвинистскую трудовую этику. В этих организациях на женщину ложатся административные и хозяйственные заботы. Ведь община - это увеличенная копия ячейки общества. Кроме того, так сложилось, что именно женщины-протестантки зачастую оккупировали всю социальную работу, которая ведется протестантами с населением. Однако есть в Украине и женщины-епископы. Я говорю о Софии Жукотанской, одной из подруг незабываемой Ирены Кильчицкой, между прочим. Эта проповедница не так давно организовала собственную харизматическую общину с фольк-уклоном, которая успешно функционирует в Киеве.
Из проблем, которые все еще существуют в этом контексте в Украине, следует отметить домашнее насилие и бытовой сексизм, которым болеют инфантильные украинские мужчины. И здесь следует отметить, что эти пороки - в немалой мере наследие СССР. Однако подобные вещи присутствуют везде. Даже в "передовых" США с их болезненной политкорректностью и толерантностью к разного рода minorities.
Со мной несколько лет назад приключилась одна забавная история. Перед началом работы в одной крупной американской корпорации во Флориде, для нас, группы студентов из Восточной Европы, был проведен специальный тренинг под названием Sexual Harassment. Нам на пальцах объясняли, что такое сексуальные домогательства с точки зрения тамошних правовиков, показывая красноречивые ролики по мотивам сценок из жизни.
Особенно поразила один аспект: если ты с другом в открытую обсуждаешь при женщине ее прелести, но на языке ей непонятном, это также является домогательством. То есть тебя могут обвинить с этой точки зрения даже в том, чего ты не делал, достаточно при американке заговорить по-русски. С другой стороны приятно поразило, что и мужчина может обвинить женщину в домогательствах, особенно если она его босс. То есть, если тебе нравится коллега по работе и ты за нею ухаживаешь, но не слышал двух ее "нет", то она смело тебя может обвинить во всех феминистских грехах.
Когда я поделился со знакомым янки своими соображениями по этому поводу, он достал вчерашнюю газету и показал заметку о том, что секретарша владельца моей корпорации, добродетельного отца большого семейства, отсудила у него полтора миллиона долларов именно за Harassment. Хотя в Украине такого нет, это можно объяснить несовершенством отечественной законодательной системы. Все у нас впереди.
А вообще одна моя знакомая писала магистерскую дипломную работу на тему "Положение женщины в украинском обществе". Она перелопатила массу исторического, культурологического, социологического, гендерного материала. И пришла к выводу, что в Украине, с ее достаточно матриархальным укладом (когда при видимом отсутствии рычагов влияния украинская женщина, особенно в семье, поставила себя так, что появилась пословица: "Як горілки я нап'юся, чорта й жінки не боюся", что, кстати, выгодно отличает нас от соседней РФ) существует парадоксальная модель, которую условно можно назвать "Развитая эмансипация при отсутствии феминизма". То есть наши женщины могут ныть об отсутствии равенства только для проформы. И положение в обществе их вполне устраивает.
Если б еще мужики поколение к поколению не мельчали...