"Ось добра" имеет свои интересы в Ираке [ Редагувати ]

Как бы там ни было, но пока твёрдость американцев по отношению к Багдаду вызывает скорее обратную реакцию. Джорджу Бушу удалось совершить настоящее геополитическое чудо. Трудно даже вспомнить, когда в истории Россия, Германия и Франция выступали с общими дипломатическими инициативами. Да еще при поддержке Китая.
Московские журналисты уже поспешили назвать альянс "осью мира", спародировав заявление американского президента об "Оси зла". Не стоит, правда, думать, что новый союз основан исключительно на миролюбии Путина, Шрёдера и Ширака. При необходимости все трое умеют демонстрировать жёсткость.
Москву и Париж, как минимум, объединяет общий интерес - иракская нефть. В этом европейские голуби, кстати, мало чем отличаются от заокеанских ястребов. Просто у американцев нет другого способа установить контроль над месторождениями Месопотамии - кроме вооруженного свержения Хусейна. А для французов и русских война связана с риском потерять то, что они уже имеют на иракской территории. Другое дело, что "нефтяной пацифизм", пусть даже за ним стоит циничный расчет, не требует человеческих жертв. И уже поэтому выглядит предпочтительнее военной риторики, замешанной на той же нефти.
Визит российского президента в Париж начинается нетрадиционно. Жак Ширак лично встречает Владимира Путина у трапа самолета, да еще устраивает обзорную экскурсию на вертолете. Говорят, сотрудники службы протокола французского президента находятся в состоянии, близком к шоку. Но сделать ничего не могут. Слишком большое значение придает Жак Ширак этому визиту. Одно дело противостоять американцам самостоятельно и совсем другое - заручиться поддержкой России.
Герхард Шредер тоже доволен. Хотя Германия и не является постоянным членом Совбеза ООН, возможность влиять на ситуацию теперь появилась. На итоговых пресс-конференциях в Берлине и Париже президенты на разных языках и разными словами говорят об одном и том же: альтернатива войне - есть.
Герхард Шредер, федеральный канцлер Германии: "Мы вместе с Путиным отметили, что конфликт должен быть урегулирован мирным путем. Сейчас инспекторы работают и надо позволить им продолжать проверки. Это единственная возможность избежать войны".
Владимир Путин, президент России: "Инспекторы - это профессиональные люди. Все международное сообщество должно доверять их выводам. Они должны продолжать вою работу. Бликс заявил, что у них с Ираком нет проблем. Почему же мы должны давить на Ирак?"
Жак Ширак, президент Франции: "Что мы хотим узнать... Есть ли в Ираке Оружие массового поражения. На этот вопрос нам вполне могут ответить международные эксперты. Хотя мне лично никто не доказал, что такое оружие есть".
Союз трех создан скорее по расчету, нежели по любви. Каждый участник коалиции преследует свои интересы. Ширак хочет насолить Америке, которая все меньше считается с европейскими союзниками. Шредер - выполняет обещания, данные немцам - на выборы он шел с антивоенными лозунгами. Путин - защищает экономические интересы России. Программа-минимум - сохранить статус-кво, максимум - приумножить свое влияние в регионе. Впрочем, Москва ничего не теряет при любом развитии событий. Ведь Вашингтон уже пообещал - в случае военной операции против Ирака её интересы будут учтены.
Сергей Николаев, председатель комитета Госдумы России по вопросам обороны: "Конечно, мы заинтересованы в том, чтоб иметь свои экономические, энергетические интересы, конечно, заинтересованы в возврате долгов. Но мы заинтересованы и в том, чтобы в результате решения экономических вопросов не развалилась международная система безопасности. Если мы за этой выгодой пойдем в фарватере политики, которая приведет окончательно к однополярному миру, это будет катастрофа для России".
Альянс Москвы, Парижа и Берлина возможно, последняя попытка предотвратить войну. Пока счет 1:0 в пользу нового союза. Но до коренного перелома далеко. Планы Вашингтона остаются в силе. И в Москве это прекрасно понимают. А если войны нельзя избежать, можно хотя бы попробовать извлечь из нее пользу. Поэтому не исключено, что после легкого флирта с Германией и Францией Россия вернется к своему стратегическому партнеру. В конце концов Москва, в отличии от союзников по НАТО, ни с кем не связана обязательствами.
Андрей Куртунов, вице-президент фонда ''Евразия'': "Я допускаю, что в обмен на поддержку действий США Россия хочет получить, например, поддержку своей позиции в Чечне. Или даже Грузии. Россия не будет слишком рисковать. Российское руководство, я думаю, постарается защитить интересы России при любом развитии событий".
Речь, кстати, идёт не только об интересах государства. Во вторник стало известно о создании нефтяного суперконцерна. Его учредителями стали "Бритиш петролеум", российские - "Альфа-груп" и "Эксесс-Ренова" - собственники ТНК и "Сиданко". Общая сумма сделки - без малого 7 миллиардов долларов.
Возможно, это страховка от геополитических рисков. Но нефтяной ...бизнес вполне способен и сам влиять на политику. И в Британии, и в России, и в тех же Соединенных Штатах. В нынешней администрации Белого дома вообще большое количество лоббистов нефтяных компаний. А крупнейшим разработчиком месторождений в Ираке на сегодняшний день остаётся... французская "Тотальфина-Эльф". Случайно или нет, но Вашингтон обозлился пока только на Ширака. Пригрозил даже ограничить экспорт французских вин и минеральных вод. Выпадов в адрес Кремля Белый Дом избегает. Наверное, надеется, что Путина еще можно переубедить.
Пока что тактический союз с Германией и Францией не мешает стратегическому партнерству Москвы с Вашингтоном. Но рано или поздно придется выбирать между европейскими голубями и американскими ястребами. Впрочем, каким бы ни был этот выбор, голос России обещает стать решающим. И это - прекрасная возможность еще раз доказать всему миру, что с Москвой нельзя не считаться.