Эксперты: Тимошенко пошла на открытый конфликт с президентом [ Редагувати ]
С утра 13 мая фракция БЮТ заблокировала президиум ВР и не пустила в зал Виктора Ющенко". В связи с этим "Центр исследований политических ценностей "АКСИА" обратился к политическим экспертам с вопросом: "Какие политические дивиденды получил БЮТ от блокировки выступления президента?"
Михаил Погребинский (директор Центра политических исследований и конфликтологии):
"Я думаю, что конфликт между правительством и президентом перешел на новый уровень, с демонстрацией со стороны премьера того, что дальше она отступать не будет. Тимошенко переходит в наступление и это был первый шаг. Можно ожидать последующие шаги, если президент не пойдет на какой-то компромисс. Для правительства сейчас очевидно, что президент и его команда делают все возможное для того, чтобы правительство работать не смогло и для того, чтобы скомпрометировать Тимошенко в роли руководителя правительства. Понятно, что в дальнейшем пассивная позиция Тимошенко играет на руку президенту, и его план сработает. Я думаю, что это первый шаг. Дальше стоит ожидать шаги по ограничению стратегии президента".
Владимир Фесенко (председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента"):
"Рано говорить о каких-то политических дивидендах. БЮТ и их политические партнеры-конкуренты думают как реализовать свои интересы в краткосрочных и среднесрочной перспективе. Речь идет о целом пакете вопросов, в частности о конституционном процессе. О рейтингах может и думают, но не в первую очередь. Есть определенные риски. Мы знаем, что избиратели Партии регионов критически восприняли долговременную блокаду ВР их партией. Еще с 2005 года известно, что конфликты внутри коалиции критически воспринимаются оранжевыми избирателями.
БЮТ идет на конфликт сознательно. Не думаю, что они будут затягивать блокировку. Для них главное заставить выполнить президента хотя бы часть своих требований, речь идет о Фонде госимущества, актуализация конституционного процесса в парламенте. Есть риск того, что коалиция может прекратить свое существование. Кажется, бютовцы сознательно идут на этот риск. Возможно они выходят из того, что смогут компенсировать определенные рейтинговые потери во время очередной избирательной кампании”.
Александр Медведев (директор политических программ Центра исследований политических ценностей "АКСИА"):
"Основной дивиденд - это еще одна неформальная символическая золотая медаль национального политического лидера, которую завоевала Тимошенко. Хотя награда весьма сомнительная и сомнительны методы ее завоевания. Получив эту медаль, Тимошенко застолбила за собой позицию оппозиционного политика. То есть политика, который чувствует себя комфортно и востребовано в борьбе за власть, чем в самой власти. Сомнение в том, будет ли и дальше там востребован революционный дух? От слишком революционной политики наступает социальная усталость. Дополнительные дивиденды это информационный резонанс, привлечение внимания общественности к персоне премьера и ее блока и новый всплеск публичных перепалок. Все это необходимо Тимошенко в ситуации инфляции, социального недовольства ростом цен. Как говорится, нападение это лучшая защита.
А, по сути, в результате блокирования серьезных изменений не произошло. Продолжается активная подготовка к президентским выборам. Тимошенко необходимо атаковать Ющенко, чтобы делать заявки на президентский уровень. Личная же критика премьером Секретариата президента, главы Секретариата и так далее - только понижает уровень конфликта. Тимошенко необходимо как можно точнее попадать в самого президента”.
Юрий Якименко (директор политико-правовых программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. О. Разумкова):
"Блокирование парламентской трибуны именно перед выступлением президента с посланием нельзя логично совмещать с какими-то требованиями БЮТ относительно формирования повестки дня Верховной рады, потому что это абсолютно разные процедуры. Заслушивание послания президента – одна из его функций, для которой Верховная рада является лишь аудиторией. В свою очередь рассмотрение повестки дня в парламенте – вопрос внутрипарламентский. То есть эта привязка является искусственной.
Считаю, что намерения БЮТ очевидны. Они стремятся переложить ответственность за неудачные действия по сокращению инфляции. Ценовая политика в стране остается сложной проблемой для правительства. Она чувствуется гражданами и нужно найти крайнего. Субъектами ответственности избрана Верховная рада и президент, который таким способом был привязан к ситуации. Удастся ли таким способом реализовать свои намерения? По моему мнению, это проблематично. Опыт свидетельствует, что блокировка парламентской трибуны, каким бы способом оно не происходила и какая бы информационная поддержка не проводилась, не добавляет политических дивидендов силе, которая его организовала. Люди считают, что депутатов избирали для того, чтобы они работали. А кто блокирует, тот сам не заинтересован в нормальной работе парламента. Путь, который избран БЮТ, для них может стать контрпродуктивным".
Андрей Ермолаев (президент Центра социальных исследований "София"):
"Благодаря блокированию БЮТ достигло двух тактических целей. "Бютовцы" не позволили президенту публично выступить со своими позициями относительно конституционной реформы, содержанию этой реформы и, что главное, логистика этой реформы. Президент уже откорректировал свою предыдущую позицию и допускает возможность создания конституционной комиссии, но после того как будет доработан законопроект о конституционных собраниях. Такой конфликт делал бы менее комфортным для продвижения бютовских наработок, которые они сейчас отстаивают. Ожидалось, что президент настаивал бы в своем послании, что именно его инициативы должны быть взяты за основу для следующей работы. Второй момент – президент планировал выразить свое виденье экономической политики, приоритетов и текущей антикризисной политики.
Блокирование имело и более дальновидные цели. После блокирования на брифингах и президент, и премьер дали понять, что будут реализовывать свой собственный план действий. Премьер даже заявила, что этот план будет активным, наступательным. Следовательно, два лидера государства не имеют желания и инструментов для нового диалога и нового примирения. Каждый будет играть на полную победу. Ситуация засвидетельствовала, что обе стороны пытаются достичь единоличного лидерства в этом режиме. Виктор Ющенко – за счет президентских возможностей влияния на собственную партию в составе НУНС, Юлия Тимошенко – за счет должности премьера и новых настроений коалиции, где все больше происходит перетекание кадров от "Нашей Украины" к БЮТ.
Тенденции к изменению майки лидера в оранжевом лагере сегодня приобретают новые черты. С вчерашнего дня ситуация перешла в фазу открытого конфликта. Особенность кризиса власти в том, что властные институции теряют возможность выполнять свои полномочия в легитимном поле. Мы переживали это в 2007 году – война решений, война процедур. Не исключаю, что коалиция развалится уже до конца сессии. Для Юлии Владимировны важно сейчас доказать, что Ющенко перестал быть лидером коалиции, обеспечить максимальное количество правительственного альянса и через кризис коалиции выйти на возможные досрочные избирательные кампании – как парламентские, так и президентские. Для Тимошенко и Ющенко тактика ни мира ни войны изменяется на тактику войны и жертвой этого станет сначала коалиция, а затем, я не исключаю, и сам парламент. Золотую акцию имеет Партия регионов, в этой войне ее позиция окажется критически важной".