Хорошковский: "Альфа" может прийти в Кабмин. Эксклюзивное интервью [ Редагувати ]
У тому, що "сировинний скандал" може ще більше похитнути імідж України і налякати потенційних інвесторів, переконаний перший заступник глави СБУ Валерій Хорошковський.
Він першим, ще перебуваючи на посаді головного митника, заявив, що наміри уряду і "Нафтогазу" щодо відбору транзитного газу, який належить "РосУкрЕнерго", є незаконними. Через це - конфлікт із Юлією Тимошенко і втрата посади.
Хоча рік до того, коли Хорошковський керував митницею, доводилося чути від прем'єра дифірамби на честь митного відомства та його очільника.
Валерій Хорошковський тепер друга людина в Службі Безпеці України і чи не головний опонент глави уряду. В ексклюзивному інтерв'ю "Подробицям тижня" він розповів про газ, кримінальну справу і її фігурантів:
- Добрый вечер, Валерий Иванович.
- Добрый вечер.
- Транзитный газ, принадлежащий частной компании, в данном случае "РосУкрЭнерго", был растаможен в пользу НАК "Нафтогаз" и СБУ возбудило по данному факту уголовное дело. Вы можете сейчас на простом языке объяснить людям, что произошло и какие есть основания для возбуждения уголовного дела?
Валерій Хорошковський, перший заступник голови СБУ:
- Мы действительно возбудили уголовное дело по статье 191 части 5. На простом языке, как вы говорите, это присвоение, то есть реальное воровство, которое легализовала таможня, потому все действия, которые были сделаны по факту возбуждения уголовного дела, они сводятся только к одному: мы хотим восстановить законность, хотим установить собственников этого газа, расставить все точки над "і".
- По сути, имеет место присвоение частной собственности частной компании?
- По крайней мере, мы имеем заявление от самой компании, мы имеем заявления от ряда народных депутатов, по факту возбуждено уголовное дело и те документы, которые сегодня есть у нас в наличии, свидетельствуют именно об этом.
- Вы можете прокомментировать события которые происходили в НАК "Нафтогаз", когда следователи СБУ пришли для того, чтоб получить документы необходимые для следствия. Что происходило в здании "Нафтогаза"?
- Немножко истории. До того, как следователь пришел туда с сопровождением "Альфы", он пытался в течение месяца получить документы. К сожалению, он получал или отписки, или его не пускали в само здание. Хочу сказать, что государство - это еще и репрессивная машина, и в том смысле, что нам необходимо было добиваться движения уголовного дела, нам, конечно же, нужно было, чтобы документы, которые необходимы, которые мы истребовали в соответствии с законом, нам были дадены. К сожалению, мы получали постоянный отказ, и в данной ситуации роль бойцов "Альфа" сводилась только к одному: они должны были обеспечить работу следователя, и если бы не неадекватное, поведение народных депутатов, то, на самом деле, никакой проблемы бы не было. "Альфа" применяется достаточно много раз в течение дня, исключительно по закону, одна из ее функций - это действительно безопасность участников уголовного процесса.
- Почему же была такая реакция премьер-министра, и в данном случае депутатов БЮТ, которые обвинили СБУ в отстаивании интересов частной компании?
- Знаете, когда я был в парламенте, я абсолютно искренне сказал депутатам, что речь идет не о газе. Просто в данном случае, что называется, люди "засветились", а речь идет о коррупции в высших эшелонах власти. И все понимают прекрасно, тем более Юлия Владимирова меня очень хорошо знает, что меня сломать невозможно. Она пыталась год меня сломать и в результате уволила. Она понимает прекрасно, что я пойду до конца и это дело закончу тем, что передам материалы дела в суд. Наверное, это является причиной нервной реакции.
- Давайте вернемся, опять же, к "Нафтогазу" и "Укртранзгазу". Следователям все-таки удалось получить какие-то документы по процедуре растаможки газа?
- Да, безусловно. Мы получили ряд документов, но у нас есть два узловых момента, на которые сегодня нет ответа. Первый момент: как перешло право собственности и какие легальные документы есть для этого? И второй: почему газ из режима транзита перешел в другой режим, то есть в режим импорта? И пока мы не получим ответы на эти вопросы, мы все время будем интересоваться где же эти документы, в случаи их отсутствия налицо будет уголовное преступление.
- У вас есть какие-то подозрения, кто может скрывать эти документы?
- У нас есть официальный ответ из "Нафтогаза" о том, что ряд документов находится у господина Турчинова. Мы туда направили запрос вплоть до того, что нам необходимо получить эти документы, на сегодняшний момент нам их не дали и ответа позитивного мы не получили. Я хочу сказать, что если мы не получим этот ответ, то пускай потом не удивляются, что "Альфа" появится и в Кабинете министров.
- Вы сейчас назвали фамилию первого вице-премьер-министра Украины, а вы можете сказать, кто из должностных лиц либо Кабинета министров, либо НАК "Нафтогаз" в данном случае проходит по этому уголовному делу?
- Я бы не хотел в процессе уголовного дела называть фигурантов, потому что это процесс. После того, как мы установим и будем иметь доказательства, естественно, общество об этом узнает.
- Как вы лично оцениваете решение Шевченковского суда, который приостановил следственные действия?
- Я был бы неправ, если б комментировал решение суда. Решение суда есть, мы его исполняем. Другое дело, что мы можем быть с ними согласны или не согласны. В данном случае речь идет о том, что нам приостановили следственные действия. После того, как будет принято решение суда по сути, мы примем решение оспаривать его или не оспаривать. Если оно будет негативное к нашим действиям, то, безусловно, мы будем его оспаривать. Мало того, хочу сказать, что здесь целый букет уголовных дел, целый букет нарушенных статей уголовного кодекса, поэтому мы в этом смысле все равно будем двигаться последовательно.
- То есть сейчас следственные действия приостановлены?
- Безусловно, по статье 191 части 5 они приостановлены.
- Если будут собраны все необходимые факты, документы, если будет результат следствия, свидетельствующий о, как вы говорите, краже газа. Вы можете сказать, как это все закончится для лиц, фигурирующих по данному уголовному делу, в данном случае для высших должностных лиц, если будет доказана их причастность?
- Если вина будет доказана, то вынесение приговора - это прерогатива суда, но данная статья предусматривает до 12 лет лишения свободы.
- В тоже время премьер-министр Юлия Тимошенко обвинила во всех событиях вокруг "Нафтогаза" президента Украины и она сказала, что все эти следственные действия были направлены на то, чтобы препятствовать расчетам НАК "Нафтогаза" с "Газпромом". Потом же были награждены должностные лица и таможни, и "Нафтогаза", которые проходят по данному уголовному делу. Вы как человек, который долгое время работал в правительстве на разных должностях, в том же числе вы работали с Юлией Владимировной Тимошенко, как вы можете прокомментировать такую ее позицию и, в принципе, действия правительства?
- Нервная реакция связана, прежде всего, с тем, что, скорее всего, люди осознают свою неправоту. Фантазии по поводу президента- это всего лишь фантазия. То, что она пытается демонстрировать защиту для фигурантов данного уголовного дела, говорит лишь о том, что, скорее всего, она знала, как минимум, об этом. В то же самое время, мы имеем ряд документов, связанных с тем, что она давала непосредственные указания по этому делу, и, конечно же, я думаю, что все связано, опять-таки, с тем, что, защищая рядовых сотрудников, она пытается показать собственную силу.
- Вот это громкое дело с присвоением частной собственности, как это все может сказаться на вопросах о национальной безопасности Украины?
- К сожалению, вы здесь правы абсолютно. Данный вопрос может иметь проблемы для национальной безопасности, хотя бы уже потому, что из-за определенных конфликтов, в том числе и внутренних, мы пострадали, наш имидж пострадал, прежде всего, как надежного транзитера, как страны, которая находится между Россией, которая поставляет газ и между Европой - главным потребителем данного газа. И могу сказать, что, к сожалению, даже тот шум, который пытаются создать вокруг этого дела, вредит репутации нашей страны. Поэтому я призываю всех должностных лиц, без исключения, оставить эмоции, оставить свое предвзятое отношение к этому делу, предоставить документы Службе безопасности Украины, и, таким образом, дать нам возможность установить: есть ли нарушение, если оно есть, то установить, кто виноват в нем и привлечь людей к ответственности.
- Спасибо вам за интервью.