Дунайский канал может поссорить Украину и Румынию [ Редагувати ]
Канал Дунай-Чёрное море опять может поссорить Киев с Бухарестом. Украина завершила строительство почти двухкилометровой дамбы на входе в Дунай. Насыпь, изменившую течение реки для прохода кораблей по украинскому каналу, принимал у строителей президент. Румынская же сторона отреагировала на завершение строительства нотой Министерства иностранных дел. Украину в очередной раз упрекнули в нарушении международных природоохранных норм.
Роман Недзельский, корреспондент:
- Вот оно море Чёрное, а через дорогу уже Дунай и украинское гирло Быстрое, где строится судоходный канал. Теперь пресные воды от морских отделяет 1700 метров суши. Украинцы насыпали здесь дамбу, так что практически перекрыли Дунай, оставив для речных вод лишь узенький перешеек.
Построивнасыпь, ускорили течение реки. Если ранее при встрече Дуная и моря образовывалась отмель, то теперь стремительный поток смывает речной ил. Ведь канал хоть и открывали ещё в 2004-году, но из-за заиливания корабли по нему практически не ходили. Хотя государство, говорит министр транспорта, тратило сотни миллионов на расчистку.
Иосиф Винский, министр транспорта Украины:
- Да,к сожалению я могу признать что где-то двести миллионов гривен, я считаю утрачены государством на этом канале вследствие той линии по строительству, которая велась до этого.
С постройкой дамбы активизировались и роботы по углублению дна. В компании Дельта Лоцман, которая строит канал, уверяют - теперь глубины в гирле Быстром более шести метров. Украинский путь Дунай Чёрное море стал конкурентом румынским.
Александр Голодницкий, директор ГП "Дельта-лоцман":
- С октября восьмого по февраль девятого года когда мы серьёзно мониторим проход через наш канал мы имеем 486 судопроходов, румынская Сулина имеет 406 судопроходов.
Но румынская сторона такие успехи соседей встречает нотой протеста. Бухарест обвиняет Киев в разрушении экосистемы Дуная. По ту сторону реки считают - проект в гирле быстром противоречит природоохранным конвенциям ООН.
Румынская сторона напоминает украинской стороне, что любая деятельность в рамках проекта "Быстрое" осуществляется с нарушением международных норм, и, в частности, конвенции Еспоо об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте. Таким образом, румынская сторона обращается с просьбой сообщить в официальном порядке, на каком основании осуществляется продолжение и завершение работ на украинском канале "Дунай - Чёрное море" в рукавах Дуная Килия и Быстрое.
Михаил Жмуд, ведущий научный сотрудник Азово-Черноморской орнитологической станции:
- Влияние канала созданного посередине Дунайского биосферного заповедника конечно оказывает существенное влияние на экосистему заповедника. Но что же касается влияния на румынские системы, на румынский биосферный резервуар то это знаете - в значительной степени за уши притянутые факты.
Михаил Жмуд проработал в дельте Дуная около двух десятков лет. Говорит - вред экосистеме нанесли лишь в начале постройки канала. Земснаряды разогнали колонии птиц, гнездящихся на берегах. Теперь экологи просят не сооружать портов в заповедных зонах. За компромисс между защитниками природы и строителями выступает и президент. Осматривая дамбу, Виктор Ющенко заверил - свой канал на Дунае для Украины - стратегический объект.
Виктор Ющенко, президент Украины:
- Ми затверджуємо свою геоекономічну, геополітичну присутність тут. Бо це найкращий, оптимальний варіант уніфікації із 7-м транспортним європейським коридором який дає простір для формування транспортних перевезень на кавказ, Середню Азію і далі на Схід.
В канал уже вложили более 320 миллионов гривен. следующем году его планируют углубить, чтобы принимать большие суда, с осадкой до семи метров. Как уверяют проектанты на полную мощность "Быстрое" заработает лишь через три-четыре года.
Роман Недзельский, Игорь Антонюк, "Подробности", телеканал "Интер", из Вилково, Одесская область.