Использование элементов Windows в баннерах наказуемо [ Редагувати ]
Большинство интернет-пользователей уже смирилось с веб-рекламой, как с неизбежным злом. Это закономерный этап взросления потребителей. Однако чем больше привыкает к рекламе пользователь, тем сложнее его удивить и заинтересовать. И здесь возникает соблазн воспользоваться эффективными, но не слишком этичными приемами. Стандартные медиа уже пережили эту болезнь роста: для них разработаны эффективные системы противодействия недобросовестной рекламе. В сети же нецивилизованные методы рекламы пока еще чувствуют себя весьма свободно, однако и здесь закон не дремлет.
Адвокатская контора Lukins & Annis подала в суд на компанию Bonzi Software, создателей известной фиолетовой обезьянки Bonzi Buddy, компьютерной программы-помощника, "живущей" на рабочем столе. Поводом для иска послужили баннеры компании, по словам истцов, являющиеся недобросовестной рекламой и вводящие потребителей в заблуждение. Дело в том, что веб-реклама Bonzi имитирует элементы интерфейса Windows, а именно - окна системных сообщений, с точностью до мельчайших деталей. Это один из популярных приемов недобросовестного увеличения "кликабельности" баннеров: пытаясь закрыть окно нажатием на соответствующие кнопки, пользователи активизируют баннерную ссылку и отправляются прямиком на рекламируемый сайт.
Через семь месяцев после подачи иска Bonzi Software пошла на мировую и решила уладить дело до его рассмотрения судом. Стороны сошлись на том, что новые рекламные баннеры будут обозначены словом "Advertisement" (реклама), написанным шрифтом того же размера, что и остальной текст баннера. Кроме этого, не будут использоваться элементы оформления в стиле Windows, например, кнопки "Свернуть", "Развернуть" и "Закрыть" в верхнем правом углу баннера. Кнопка же "ОК", которая вводила в заблуждение большое количество пользователей, будет заменена на "More info" (дополнительная информация). Наконец, компания выплатит судебные издержки и гонорары адвокатам.
Важнейшим достижением адвокатов является создание нового судебного прецедента. В дальнейшем это может способствовать сокращению недобросовестной веб-рекламы. Негативное отношение к баннерам, подобным тем, что использовала Bonzi, сформировалось давно. Они запрещены к показу многими баннерными сетями, их не размещают рекламные службы интернет-ресурсов. Однако в судебной практике в отношении веб-рекламы наличествуют серьезные пробелы.
Главная проблема заключается в том, что законодательные нормы, принятые в расчете на традиционные СМИ, не всегда подходят для реалий мировой паутины. Конечно, адаптировать существующий закон применительно к веб вполне возможно - и дело против Bonzi это убедительно доказывает, однако вести такой процесс заведомо более сложен, нежели судебное разбирательство по оффлайн-рекламе. Создание судебных прецедентов отчасти облегчает решение проблемы, однако не снимает ее в глобальном плане.
Не учитывать повсеместное проникновение сети интернет в человеческую жизнь становится практически невозможно. Многие социальные системы уже претерпели ряд изменений с учетом нового явления, и для большинства из них веб стал неотъемлемой частью повседневного существования. Однако на более ортодоксальные институты интернет, несмотря на то, что существует не первый год, не оказал практически никакого влияния. К ним относится и система законодательства. Между тем такое положение дел порождает многочисленные конфликты, которые, ввиду невозможности юридического разрешения, перерастают в бесконечные информационные войны. Яркий тому пример - затянувшаяся война между RIAA и пиринговыми сетями.
Рано или поздно внешнее информационное давление возрастет настолько, что вопрос о необходимости изменений в ряде законов встанет ребром, и тогда законодательная система будет вынуждена прогнуться под требования, которые диктует сеть. И с этой точки зрения шумиха, которую поднимают журналисты вокруг каждого нового веб-скандала - крайне положительный фактор, катализирующий процесс изменений.