Тимошенко и Регионы не поделили "Украину" [ Редагувати ]

Лагеря противоборствующих кандидатов в президенты расширяют пространство борьбы. Полем последней битвы стал полиграфический комбинат "Украина", где то ли отрабатывали рейдерские навыки, то ли защищали будущность бюллетеней. Единой версии происходящего не существует.
Буря и натиск
Первая волна тогда еще не слишком пристального интереса коснулась судьбы бюллетеней для второго тура еще 18-19 января. Именно тогда в ряде СМИ появилась информация о том, что Кабмин планирует сфальсифицировать выборы посредством включения "печатного станка" и для этого готовится сменить руководство "фабрики бюллетеней". Анонсированные изменения не заставили себя ждать: правительство действительно отредактировало устав государственного предприятие и ввело новую должность "генерального директора" в тот момент, когда действующий "просто" директор находился на больничном. Оппозиция, как и можно было предположить, не стала проходить мимо подозрительных кадровых новаций. И уже 22 января Партия регионов поделилась своей версией событий, полностью совпадающей с "артподготовкой": премьерским сторонникам нужны "запасные" полтора миллиона бюллетеней, а ради этого и директора полиграфкомбината сменить не грех. "Бютовцы" и правоохранители в лице Юрия Луценко в тот же день сходу отвергли подобные обвинения. Но после затишья "выходного дня" последовали "буря и натиск".
Ранним утром 25 января территория комбината "Украина" превратилась в поле боя. Здание предприятия атаковали неизвестные, вооруженные битами и монтировками и "поддержанные" слезоточивым газом и дымовыми шашками. Попытка ста (ста пятидесяти, "более двухсот", "около трехсот" - нужное подчеркнуть, так как версии существенно разнятся) человек пробиться к кабинету руководителя комбината, захлебнулась благодаря то ли милиции, то ли своевременным усилиям нардепов-"регионалов". Это удивительно своевременное присутствие в эпицентре событий оппозиционеры, среди которых были и такие знатные ветераны блокирования парламентской трибуны, как Эльбрус Тедеев, пояснили готовностью денно и нощно противостоять планам срыва выборов. Собственно, именно со слов депутатов Василия Грицака и Владислава Лукьянова стало известно, что целью штурма, о котором правоохранительные органы якобы знали заранее, было "рейдерское" водворение в кабинет нового руководителя госпредприятия. Необходимость в последнем, по мнению оппозиционеров, отпала: во-первых, назначение Владимира Хомко было приостановлено через суд, во-вторых, на боевой пост с больничного вышел нынешний директор комбината Валентин Музыка.
Версия правоохранителей от картины, описанной депутатами-"регионалами", отличается очень существенно: не было штурма, был конфликт интересов, приближенный к силовому противостоянию. По словам Юрия Луценко, милиция была вызвана на объект после того, как был получен сигнал о неизвестных, мешающих новому главе предприятия попасть в его кабинет. Соответственно, большая часть задержанных 22 человек идентифицированы министром внутренних дел как помощники и охранники депутатов. А причина повышенной активности оппозиции была объяснена не борьбой за справедливость, а бизнес-интересами.
В силу "предвыборного" характера противостояния, разницей в интерпретациях заинтересовался и президент. "Ответственность за конфликт вокруг комбината, его спровоцированный характер и силовое развитие лежит на обеих сторонах избирательного процесса", - решил Виктор Ющенко. Глава государства не только высказался по поводу, но и созвал "тематическое" заседание СНБО. Итогом загадочного конфликта станет усиление мер безопасности: охрану госпредприятия решили возложить на внутренние войска, печатать бюллетени будут под видеонаблюдением и с гарантиями порядка от СБУ. Тем временем, Генпрокуратура по факту происходившего возбудила два уголовных дела - против представителей правоохранительных органов. Но считать конфликт исчерпанным еще рано - политиков это, по всей видимости, не устраивает.
А был ли мальчик?..
Главные вопросы, которые возникают по итогам событий 25 января: что "это" было и как "оно" связано с выборами? Накал страстей, что закономерно, обеспечивает всеобщий интерес к проблеме печати бюллетеней. С учетом модности темы возможных фальсификаций, пройти мимо такой благодатного информационного повода украинские политики не могли. Посему в БЮТ подозревают провокацию и пиар против Кабмина. В Партии регионов упирают на то, что Виктору Януковичу фальсифицировать результат выборов без надобности, а значит "виновных" нужно поискать в другом лагере. А стороны, которые в конфликте не задействованы, спешат использовать происходящее против всех. Так, например, Арсений Яценюк услышал в событиях вокруг полиграфкомбината "последнюю музыку", а Виктор Ющенко не упустил возможность разрекламировать незыблемость своих позиций - "как глава государства я сделаю все, чтоб гарантировать честный, законный и демократический характер выборов"… Стоит ожидать, что шум по поводу загадочного штурма до выборов не утихнет.
Несмотря на то, что сейчас в стане премьер-министра старательно пытаются сохранить лицо, большинство сторонних наблюдателей отмечают, что в основе конфликта действительно лежат действия Кабмина. Решение заменить руководство полиграфкомбината в разгар выборов и накануне начала печати бюллетеней для второго тура и в самом деле выглядит подозрительно. Но и пояснения представителей правительства, упирающих на бизнес-первопричины, тоже звучат логично. Кабмин, по словам Александра Турчинова, хочет "устранить коррумпированное руководство комбината для заключения прямых соглашений по печати загранпаспортов", то есть - уменьшить степень влияния на руководство "Украины" со стороны консорциума "ЄДАПС" ("Единая государственная автоматизированная паспортная система") - монополиста в сфере ряда полиграфических услуг, связанных с печатью "сверхзащищенных" документов.
Последний конфликт с консорциумом у правительства возник связи с отказом того печатать бланки загранпаспортов - госказначейство задолжало производителю поликарбонатной странички 150 миллионов гривен еще за декабрь. Из-за этого очередь желающих получить "выездной" документ растет, "срочникам" выдают паспорта старого образца с наклеенной фотографией, а Кабмин мечтает найти для полиграфкомбината другого партнера. Впрочем, нынешний конфликт в отношениях двух сторон не первый: взаимные коррупционные обвинения правительства и руководства консорциума сопровождают, например, вопрос внедрения биометрических паспортов еще не установленного образца, право на печать которых обещает стать чрезвычайно лакомым кусочком. Стоит ли в таком случае удивляться, что в контексте "ЄДАПС" СМИ часто упоминают о бизнес-интересах депутатов-"регионалов", чаще всего - одного из защитников полиграфкомбината от "штурмовиков" Василия Грицака.
Даже, если в основе происшествия на комбинате "Украина" лежит "отвлеченный" конфликт интересов, от флера дополнительных подозрений ему уже не избавиться. С одной стороны, виной тому могут служить, возможно, непредумышленные, но однозначно необдуманные действия Кабмина, который в разгар кампании "Напечатай бюллетень" решил поставить у руля предприятия человека, который, по словам президента, не имеет соответствующего уровня допуска к секретной информации. С другой стороны, было бы странно, если бы такой заманчивый повод не был использован в предвыборном ключе.
Уже то, что на страже интересов руководства госпредприятия "вдруг" появились ударные силы самой большой парламентской фракции - само по себе повод задуматься. Если отвлечься от бизнес-подоплеки происходящего, можно рассмотреть несколько версий происходящего. Первая - "Фальсификациям - быть", а значит, правительство действительно неспроста решило заменить руководство "фабрики бюллетеней". Одновременно, так же можно расценивать и излишнее рвение оппозиции, которой, к слову, благодаря лидирующему положению в ЦИК, проконтролировать процесс печати бюллетеней проще. Второй "блок" предположений может лежать в плоскости акцентирования на "провокационном" аспекте происходящего. Для того чтобы в итоге громко заговорить о фальсификациях, вовсе не обязательно допечатывать дополнительные сотни тысяч бюллетеней. Достаточно помочь широким кругам общественности поверить в то, что подобная допечатка могла произойти. В то же время подобный конфликт можно взять на вооружение как иллюстрацию стремления противника сорвать волеизъявление как таковое или существенно повлиять на его легитимность - чем, впрочем, обе стороны уже и занимаются. Да и "бонусы", вроде очередного повода поотставлять Юрия Луценко, присутствуют в ассортименте… Тем более что когда в стране все подчиняется особой логике предвыборного времени, искать дополнительные причины происходящего не только избирателям, но и политикам неинтересно.