100 лет назад родился Акира Куросава [ Редагувати ]
100 лет назад родился великий японский режиссер Акира Куросава. Его творчество стало связующим звеном между западным и восточным кинематографом. Всемирную славу ему принесли картины «Семь самураев», «Красная борода», «Пьяный ангел». А лента «Дерсу Узала», снятая режиссером в Советском Союзе ровно 35 лет назад, была удостоена премии Оскар. О том, как создавалась картина, и как работалось с великим режиссером, нашему корреспонденту рассказали участники съемочной группы.
«Случись мне разлюбить кино - я пропал». Для потомственного самурая Куросавы это были не пустые слова. Когда после громкого успеха и всемирного признания в жизни режиссера наступила черная полоса - он попытался покончить жизнь самоубийством.
Владими Васильев, второй режиссер картины «Дерсу Узала»:
- Когда наши узнали, что такая трагедия с ним могла произойти, то решили его пригласить и спасти не только как большого художника, а как человека, и пригласили его в Советский Союз поработать.
Снимать картину «Дерсу Узала» Владимир Васильев поехал вторым режиссером. Восемь месяцев в тайге. Жили в палатках без электричества и работали без выходных. От павильонных съемок Куросава отказался наотрез. Не захотел снимать и циркового тигра. Для него даже хищник был актером.
Ирина Ракша, ассистент художника:
- Мы ему предлагали снимать тигра Вальтера Запашного, он дрессированный, с ладони ел. А он говорит: «Нет, мы будем снимать только настоящего тигра». И заказали в охотучастке отловить живого тигра.
Фильму о русском путешественнике и таежном охотнике аплодируют во всем мире. «Дерсу Узала» получает «Оскар». Вот только советских актеров Госкино даже не ставит об этом в известность.
Юрий Соломин, исполнитель роли Арсеньева в фильме «Дерсу Узала»:
- Я узнал это от жены, а та в свою очередь от подруги. Та позвонила и говорит: «Юра ведь там, в Лос-Анджелесе?» Та говорит: «Нет, он поехал на работу». Нас с Музуком даже не пригласили в комитет, не пожали руку и не сказали спасибо за хорошую работу.
Тогда, 35 лет назад, в единении с природой мастер нашел для себя духовную опору жить и снимать дальше. «За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематограф». Свой последний «Оскар» великий режиссер получал именно с такой формулировкой.
Красные дорожки кинофестивалей, мировой триумф, непонимание зрителей, две разорившиеся кинокомпании - все это было в жизни режиссера. Он мог бы и обойти черные полосы. Но своему принципу снимать то, что видишь, а не то, за что платят, Куросова не изменил никогда.