Представители масс-медиа осудили изменения в закон "О государственной тайне" [ Редагувати ]

Известные украинские масс-медийные эксперты и журналисты обратились к Президенту Украины с просьбой наложить вето на Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно сферы охраны государственной тайны)", чем подтвердить решительность в стремлении обеспечить становление свободы слова в Украине.
Как говорится в открытом обращении к Президенту, положения упомянутого закона противоречат нормам Конституции Украины, международно-правовым стандартам в сфере обеспечения свободы слова, открытого доступа к информации. Так, статья 34 Конституции Украины признает за каждым человеком право "свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, в письменном виде или другим способом - на свой выбор".
В соответствии со статьей 64 Конституции Украины, права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены. Таким образом, трактовка права на свободу слова в редакции только что принятого парламентом закона суживает объем конституционных прав и свобод граждан, что недопустимо, убеждены авторы обращения.
В соответствии с положениями действующего Закона "Об информации", в отдельных случаях - когда право общества знать преобладает право владельца информации на ее сохранение в тайне - даже информация с ограниченным доступом может быть обнародована. Это демократическое по сути положение, признанное во всем мире, лишь недавно стало частью отечественного законодательства. Нормы Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно сферы охраны государственной тайны)" направлены на его отмену. Это, очевидно, не будет способствовать утверждению высокого авторитета Украины на международной арене, ее стабильному демократическому развитию, отмечается в обращении к главе государства.
Закон вводит понятие "конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства". Однако, как известно, в собственности государства не может быть конфиденциальной информации. Она может принадлежать лишь конкретным лицам. Государство же может быть владельцем информации, представляющей государственную тайну, и владеть конфиденциальной информацией, что является собственностью других лиц. Режим использования такой информации четко определен действующим законодательством.
Закон вводит административную ответственность за нарушение порядка учета, хранения и использования документов и других материальных носителей информации, содержащих "конфиденциальную информацию, что является собственностью государства", что привело к разглашению такой информации. Однако предусматривается, что субъектом этого правонарушения может быть любой гражданин. Вместе с тем, очевидно, что в данном случае ответственность может нести лишь лицо, имевшее доступ или владевшее государственной тайной в связи с характером своей профессиональной деятельности.
Авторы обращения обращают также внимание Президента и на то обстоятельство, что новый закон был принят с грубым нарушением требований Регламента Верховной Рады Украины, в частности, положений статьи 6.5.5. Очевидно, принимать настолько масштабный по объему правовой регуляции и важный с точки зрения влияния на общественные отношения законопроект нельзя в целом уже по результатам первого чтения, подытоживают подписанты, а именно:
Николай Томенко - председатель Комитета ВР по вопросам свободы слова и информации,
Игорь Лубченко - председатель Союза журналистов Украины,
Александр Палий - секретариат Общественного Совета по вопросам свободы слова и информации,
Наталья Лигачова - "Телекритика",
Валерий Иванов - Академия Украинской прессы,
Константин Михайличенко - исполнительный директор Украинского центра независимых политических исследований,
Ярослав Павловский - заместитель директора Института информационного общества,
Максим Лазебник - исполнительный директор "Веукраинской рекламной коалиции",
Артем Биденко - Международный институт сравнительного анализа,
Кость Бондаренко - Центр исследований общественных процессов "Эксперт".