Картину Михалкова прохладно приняли в Каннах [ Редагувати ]
В Каннах режиссерский замысел Никиты Михалкова подвергся жесткой критике. Его фильм под названием "Утомленные солнцем: Предстояние" включен в конкурсную программу кинофестиваля.
Еще до открытия кинофорума ленту раскритиковали ведущие французские газеты. Почему картину приняли в штыки - знает наш специальный корреспондент Дмитрий Анопченко.
С его картинами всегда так: никто не смотрел, но кто-то ругает, а кто-то прочит ленте "Пальмовую ветвь". Конкурсный показ ленты Никиты Михалкова только вечером, а в Каннах уже не утихают споры.
Станет ли новый фильм грандиозным успехом или столь же грандиозным провалом? Две крупнейшие французские газеты разразились критическими статьями. "Либерасьон" недоумевала, как картина вообще попала в программу фестиваля, а авторитетная "Ле Монд" назвала фильм "гимном Сталину".
Рецензии сделали свое дело: на Каннском кинорынке лента Михалкова оказалась в незавидном положении. Покупатели разделились во мнениях, так же как и зрители.
Ирина Калашникова, представитель российского Совета кинематографии:
- Те, кто уже видел, одни говорили "Ох, шедевр. Все, лучший фильм в моей жизни!" Другие говорили: "Нет, это ужасно, это нельзя показывать".
На своей пресс-конференции Михалков больше оправдывается, чем рассказывает о фильме. Режиссеру пришлось объяснять, почему против него бунтуют российские "киношники", и почему он потратил на фильм свыше 40 миллионов долларов, а сборы в прокате невелики. А еще Михалкова прямо обвинили в искажении исторических событий.
Критики насчитали сотни несоответствий. И танки, которые показаны в фильме, на фронте появились только к середине войны, и штрафных батальонов в 41-м еще не было, и военные действия изображены "по-голливудски". Ответ мэтра прозвучал резко.
Никита Михалков, режиссер фильма "Утомленные солнцем: Предстояние":
- Я думаю, что школьникам в России, которые сегодня вообще не знают, с кем была война, не очень важно, когда появились штрафбаты - в 1941-м или 42-м. А что касается ветеранов, то они свое кино получили за 65 лет.
Чуть позже, поостыв, Михалков признался: он сознательно вписал в сценарий многие эпизоды, чтобы три часа просмотра для зрителя не были утомительными.
Никита Михалков, режиссер конкурсного фильма Каннского кинофестиваля:
- Все наши "допуски" - это "допуски", за которые я отвечаю. Я знаю, что в 41-м году не могли сжигать крестьян, потому что еще не было партизан. Я это знаю. Но я знаю, почему я это нарушаю и для чего я это делаю. Мне важнее чтобы зритель не мог от стула оторваться.
Европейские зрители, похоже, "правду по-Михалковски" не восприняли. Режиссер зря пожертвовал историей во имя зрелищности, уверяют западные кинокритики.
Алис Кантериан, немецкий кинокритик:
- В сценарии нет правды, там столько условностей. Режиссер, может и на высоте, но кто подбирал актеров! С точки зрения западного зрителя дочка Михалкова играет отвратительно! Да, она мила, но этого недостаточно!
Впрочем, жюри редко прислушивается к кинокритикам, поэтому в российской делегации не теряют надежды.
Говорят, не зря ведь картину Михалкова взяли для конкурсного показа даже вопреки регламенту фестиваля. Ведь, по правилам, показ в Каннах должен быть мировой премьерой, и от этой нормы редко отступали.
Дмитрий Анопченко, корреспондент:
- На руку Михалкову и другая традиция Канн. Первая часть "Утомленных солнцем" когда-то считалась здесь безоговорочным фаворитом, но неожиданно проиграла борьбу за главный приз", уступив "Криминальному чтиву" Квентина Тарантинго. А на фестивале есть негласное правило: режиссеры с мировым именем, которых тут когда-то обделили, часто бывают вознаграждены со временем. Если и не главным призом, то утешительным - к примеру, за лучшую мужскую или женскую роль.
Впрочем, самого Михалкова устраивает или "Пальмовая ветвь", или вообще ничего. Поэтому уже сегодня режиссер поспешил заявить: он не расстроится, если вообще останется без приза.
Никита Михалков, режиссер конкурсного фильма Каннского кинофестиваля:
- Вот сейчас мне скажут: "Хочешь стать автором любой картины, которая получит "Пальму", но ты перестанешь быть автором "Утомленных солнцем"? У меня у паузы не будет: не хочу.
Уже завтра жюри назовет победителей фестиваля этого года. Но пока даже авторитетные эксперты не берутся предсказывать, кто это будет.
Из Канн - Дмитрий Анопченко, Юрий Романюк, "Подробности", телеканал "Интер"