Безоружная Америка: Почему так часты массовые "бойни" в США? [ Редагувати ]
В США местные жители традиционно привыкли защищать свое право на частную жизнь и свободу, рассчитывая на личный Кольт или Томсон. Владение оружием гарантировано американцам Конституцией. Но есть и обратная сторона - огромное количество вооруженных преступлений. Америку регулярно сотрясают сообщения о массовых расстрелах в университетах и магазинах. Почему, имея такое количество оружия на руках, американцы не чувствуют себя в безопасности? Об этом - в материале Максима Драбка.
Американцы - самая вооруженная нация в мире. На руках находится четверть миллиарда единиц огнестрельного оружия. Это значит, что на каждого жителя страны, включая младенцев, приходится ружье или пистолет.
Такое содержимое багажника здесь в порядке вещей. У Кэтти из Вирджинии - обновка. Но не новый наряд, а… автомат. Только что купила "Калашников" за 500 долларов.
Кэтти, жительница Вирджинии:
- В 10 вечера мне действительно страшно, к примеру, на большой парковке, а с оружием как-то увереннее.
Кэтти обычно ходит с пистолетом. А теперь учится пользоваться автоматом. Вторая поправка к Конституции США гарантирует право американцев владеть огнестрельным оружием. В большинстве штатов ружья можно покупать с 18 лет, а пистолеты - с 21-го года. Ограничений на количество стволов, как правило, нет. Лишь в четырех штатах можно приобрести одно огнестрельное оружие в месяц. Есть свои нюансы и в отношении хранения.
Константин Леймунский, житель Колорадо:
- По закону штата Колорадо я обязан хранить оружие в сейфе, но у меня сейфа нет, и я держу его под кроватью. Так спокойнее. Вот, например, шотган 12 калибра. Также винтовка, карабин, пистолет.
Купить оружие в Америке очень просто. У Константина на это ушло менее часа. Говорит, не нужно никакой справки от нарколога или психиатра. Заполняется анкета, быстрая проверка по базе данных спецслужб - и ствол ваш. При этом вторичный рынок оружия в большинстве штатов вообще не регулируется. Это значит, что владелец пистолета может свободно перепродать его любому желающему.
Колин Годдард, пострадавший во время массового расстрела в Вирджинском университете:
- В меня попали 4 раза. Первая пуля сюда, вторая сюда, потом третья, а вот след от четвертой, откуда она вышла.
- Прошла насквозь?
- Да, насквозь, но сейчас уже с рукой все в порядке.
Колин Годдард чудом уцелел во время смертельной бойни в Вирджинском политехническом три года назад. Тогда обезумевший кореец застрелил 32 человека, ранил 25 и затем покончил с собой. На этом фото Колина выносят на носилках. Рядом его девушка Кристина родом из Одессы, ее ранили. Сейчас парень выступает в Конгрессе, ездит по стране и на своем примере убеждает - нужно принять более суровые законы для торговли оружием, особенно на вторичном рынке.
Колин Годдард, пострадавший во время массового расстрела в Вирджинском университете:
- В этой стране вы можете купить "пушку" без удостоверения личности, оформления документов, проверки биографии. Все, что нужно - лишь деньги. Но это неправильно.
Убивает не оружие, а человек, и необходимо бороться с преступностью, а не с оружием. Таковы главные доводы Национальной стрелковой ассоциации. Это основной "огнестрельный" лоббист в США. Тратятся миллионы долларов, чтобы избежать запретов на оружие и пропагандировать его применение. Вот один из агитационных роликов с участием Чака Норриса.
От интервью представители Национальной стрелковой ассоциации категорически отказались. Они спекулируют понятием самозащиты, говорят в Фонде "Брэди". Эта организация выступает за ужесточение правил продажи оружия.
Тридцать лет назад во время покушения на Рональда Рейгана был тяжело ранен его пресс-секретарь Джеймс Брэди. Он выжил, но стал инвалидом. В его честь и названа организация. Здесь представляют интересы жертв вооруженного насилия. Президент Пол Хелмке говорит - по статистике, каждый день 8 молодых американцев погибают от огнестрельного оружия. Люди его покупают, чтобы защититься. Но исследования доказали - владелец ружья или пистолета в 22 раза чаще убивает кого-либо из своих близких, чем преступников.
Пол Хелмке, президент Фонда "Брэди" по предотвращению вооруженного насилия:
- Это порочный круг. Обществу навязывают оружие, как фармацевты лекарства. Чем больше оружия - тем больше насилия. Чем больше насилия - тем больше люди боятся. Чем больше люди боятся - тем больше покупают оружия. И чем больше покупают - тем снова больше насилия.
Власти Лос-Анджелеса одни из первых стали с этим бороться. Причем очень просто - запустили программу по выкупу оружия у населения. 100 долларов за пистолет или ружье и 200 за автоматическое оружие. Все анонимно и без лишних вопросов, откуда ствол. К полицейским выстроились очереди.
- У нас сейчас двое внуков, и мы не хотим больше держать оружие в доме, так что решили сдать.
В считанные часы полиция получила две с половиной тысячи единиц огнестрельного оружия.
Чарли Бэк, шеф полиции Лос-Анджелеса:
- Это на две с половиной тысячи меньше возможностей для убийства. Будет ли реальный эффект, посмотрим. Но действительность такова, что чем меньше оружия - тем меньше насилия.
Украденное оружие возвратят законным хозяевам, а все остальные стволы уничтожат. Впрочем, эти единичные меры не дают ответа на главный вопрос: свободная продажа оружия - личная безопасность или провокация преступлений? Определиться не могут ни политики, ни судьи. Например, в Вашингтоне продолжается правовая чехарда. Два года назад суд разрешил носить оружие в столице, а теперь снова запретил.
Максим Драбок, Никита Исайко, "Подробности недели", Американское бюро телеканала "Интер".