В день аварии на ЧАЭС сотрудники КГБ не получали приказа отрезать связь [ Редагувати ]
Накануне очередной годовщины аварии на Чернобыльской АЭС во всём мире вновь вспоминают героев-ликвидаторов и тех, кто пострадал в результате взрыва 4-го энергоблока. Но о работе этих людей до сих пор не рассказывали. Офицеры комитета государственной безопасности. Чем они занимались в первые дни после катастрофы и как вспоминают те дни - выяснял Евгений Кожирнов.
Каждый год накануне этой даты они приезжают сюда - в город-призрак Припять. Здесь осталось почти всё из их прошлой жизни. Но самое главное - остались воспоминания и самые сложные испытания, теперь уже ветеранов госбезопасности.
Евгений Кожирнов, корреспондент:
- Городской отдел КГБ в Припяти располагался на пятом этаже этого с виду четырехэтажного здания - бывшего горисполкома. Для чекистов построили отдельное помещение, но ввести в эксплуатацию так и не успели.
На атомной станции служили всего девять офицеров. Вечером, накануне аварии, большая часть из них дома отмечали окончание рабочей недели. Но уже через 20 минут после взрыва органы безопасности взялись за расследование его причин.
Алексей Рыбак, оперативный сотрудник КГБ УССР в 1986:
- Самым главным было отмести версию диверсии. Ну невозможно было в то время поверить, что кто-то мог посягнуть на такое.
Именно на версии теракта - как на основной - в первые часы после аварии настаивало Министерство энергетики и электрификации СССР. Но в течение нескольких дней офицерам КГБ удалось доказать безосновательность этих предположений.
Уже 26 апреля 1986 года с этого таксофона в Припяти дозвониться куда-либо было невозможно. Связь города с большим миром отрезали. Но чекисты уверяют - это не их работа. Приказа о сокрытии факта аварии они не получали. Основные силы направили скорее на подавление паники и обеспечение эвакуации мирного населения.
Алексей Рыбак, оперативный сотрудник КГБ УССР в 1986:
- Паника пошла в то время по Союзу. Она была прямо пропорциональна тому расстоянию, где все эти события происходили. Чем ближе человек находился к месту аварии, тем меньше он паниковал.
Сегодня бывшему капитану КГБ редко удаётся вернуться в свою старую припятскую квартиру. Пустые комнаты он осматривает с грустью и ностальгией. Но говорит: если бы его снова сюда отправили по приказу - вряд ли бы отказался.
Евгений Кожирнов, Алексей Шматов, "Подробности". Телеканал "Интер"