Концепция формирования Единого экономического пространства (проект) (полный текст) [ Редагувати ]
ЧАСТЬ 1
Концепция формирования Единого экономического пространства (далее - Концепция) представляет собой программу мер по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (далее - государства-участники) с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.
Под Единым экономическим пространством государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.
1. Цели и задачи
Целью формирования Единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Государства-участники стремятся содействовать:
- развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающее устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права,
- созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса,
- интеграции и наращиванию экономических потенциалов государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.
Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением государствами-участниками принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:
- формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифные регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки,
- унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.
- гармонизация макроэкономической политики,
- создание условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов,
- гармонизация законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо дня функционирования единого экономического пространства, включая торговую и конкурентную политику,
- формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере ж/д транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и газа и т.п.), единой конкуретной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
II. Основные принципы
Основными принципами функционирования Единого экономического пространства являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Принцип свободного движения товаров будет предусматривать устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной сторонами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках Единого экономического пространства и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг Единого экономического.
Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках Единого экономического пространства и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.
Принцип обеспечения свободного движения капиталов предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках Единого экономического пространства и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.
Принцип проведения согласованной макроэкономической политики обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь - на энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий.
Принципы проведения общей политики по отдельным отраслям предполагают заключение секторальных соглашений, разработанных в развитие Соглашения о формировании ЕЭП.
Единое экономическое пространство формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.
Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме. Государство имеет возможность присоединяться к соглашениям, обеспечивающим формирование ЕЭП по мере готовности. При этом государство должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню соглашений. Для присоединения государств-участников к действующим в рамках ЕЭП соглашениям требуется согласие всех государств-участников этих соглашений. Это правило распространяется на функционирование основных принципов и условий Единого экономического пространства, определяемых этой Концепцией.
Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному соглашению, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.
Переход от одного этапа к другому осуществляют те государства-участники, которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию ЕЭП.
Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются.
Неучастие или частичное участие какого-либо государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться препятствием для остальных государств-участников в осуществлении указанных направлений развития интеграции иди отдельных интеграционных мероприятиях.
Более поздние сроки присоединения какого-либо государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП.
Учитывая различные степени интеграции государств-основателей ЕЭП (Российская Федерация и Республика Беларусь - Союзное государство, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан - члены ЕврАзЭС), сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством самостоятельно.
Завершение формирования зоны свободной торговли является первоочередным и базовым этапом формирования ЕЭП.
Единое экономическое пространство формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.
ЧАСТЬ 2
III. Основные направления формирования единого экономического пространства
Единое экономическое пространство формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза.
Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих соглашений и решений институциональных органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждой из сторон в полном объеме, а также механизм их реализаций и ответственности за невыполнение согласованных решений.
Формирование Единого экономического пространства подразумевает осуществление следующих основополагающих мероприятий:
- установление для товаров торгового режима без изъятий и ограничений на базе:
* реализации комплекса мер по завершению создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и применения субсидий, проведения согласованной политики в области тарифного и нетарифного регулирования,
* формирования общего таможенного тарифа,
* определения единых правил конкурентной политики, регулирования естественных монополий, в том числе обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий, субсидирования и иных форм государственной поддержки,
* унификации мер нетарифного регулирования на основе норм и правил ВТО, создания унифицированного порядка их применения в отношении третьих стран,
* неприменения тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле,
* унификации торговых режимов государств-участников по отношению к третьим странам,
упрощения порядка таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой на завершающем этапе,
- унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм,
- либерализация режимов доступа на рынок услуг, постепенное устранение имеющихся здесь барьеров и ограничений,
- согласование условий для создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и производства,
- установление единой политики в области охраны прав интеллектуальной собственности,
- гармонизация принципов налогообложения, в том числе переход на согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий, недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителя,
- создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политику, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы, повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников,
- создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан государств-участников,
-осуществление мер по правовому оформлению и обеспечению формирования Единого экономического пространства,
- разработка механизма принятия и обеспечения выполнения принимаемых решений.
Достижение названных результатов обеспечивается посредством реализации Комплекса основных мер по формированию ЕЭП.
IV. Взаимодействие при проведении переговоров по присоединению к ВТО
Формирование и деятельность Единого экономического пространства осуществляется с учетом норм и правил ВТО.
Исходя из того, что государства-участники находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой организации, необходимо выработать механизм согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции. Данный механизм может предполагать:
- проведение ежеквартальных консультаций для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО,
- присоединение государств-участников к ВТО на согласованных условиях.
Государства-участники самостоятельно выбирают конкретные формы механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО.
В случае вступления одного из государств в ВТО ранее остальных оно будет:
- содействовать скорейшему присоединению к ВТО других государств-участников,
- воздерживаться от выдвижения требований в рамках переговоров по присоединению к ВТО другим государствам-участникам.
V. Институциональные основы формирования Единого экономического пространства и порядок принятия решений
Координация процессов формирования Единого экономического пространства осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом уровней интеграции.
Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.
Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств-участников (СГГ).
Количество голосов каждого государства-участника в рамках Совета глав государств будет распределяться исходя из принципах одно государство - один голос. Решения СГГ принимаются консенсусом.
Стороны учреждают единый регулирующий орган (Комиссия), которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками ЕЭП.
Комиссия начинает свое функционирование с момента введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и углубления интеграционных процессов полномочия единого регулирующего органа соответственно расширяются.
В Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов и процедура голосования устанавливаются на основе соглашения Сторон.
Основными полномочиями СГГ являются:
- определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках Единого экономического пространства,
- контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства,
- обеспечение применения и соблюдения основных принципов и мер, принимаемых для формирования Единого экономического пространства,
- выработка торгово-экономической политики в отношении третьих стран,
- принятие решений о приёме новых членов в ЕЭП,
- постановка задач по унификации таможенно-тарифной и конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение докладов Комиссии,
- принятие иных решений по принципиальным вопросам функционирования ЕЭП.
Для обеспечения надлежащего функционирования и развития ЕЭП Комиссия:
- обеспечивает реализацию целей и задач ЕЭП,
- принимает решения в рамках своей компетенции и дает заключения по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП,
- разрабатывает, в рамках своей компетенции, проекты нормативных правовых актов, методические материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и выполнения задач ЕЭП,
- осуществляет иные полномочия в рамках ее компетенции.
VI. Правовое, финансовое и информационное обеспечение
Правовой основой формирования и деятельности Единого экономического пространства являются международные договоры и решения органов ЕЭП, тесно увязанные с национальным законодательством государств-участников и нормами международного права.
Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы над подготовкой проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, когда соответствующий проект согласован не менее, чем тремя государствами-участниками ЕЭП, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта.
Государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.
Финансирование институциональных органов Единого экономического пространства осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов Сторон в едином регулирующем органе.
Для обеспечения функционирования Единого экономического пространства формируется база данных, в которой концентрируется постоянно обновляемая информация экономического и правового характера.
VII. Заключение
Единое экономическое пространство будет открыто для присоединения к нему других стран, при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках Единого экономического пространства, их соответствия установленным соглашением макроэкономическим и институциональным критериям, и на основе согласия всех государств-участников.
Любое государство имеет право выхода из Единого экономического пространства, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.
С момента выхода государства-участника из Единого экономического пространства обязательства других государств-участников перед этим государством-участником, вытекающие из заключенных в рамках ЕЭП соглашений и принятых решений утрачивают силу.