На украинских парковках наводят порядок [ Редагувати ]
1342 - почти волшебные цифры, с их помощью можно бесплатно оставлять машину почти на всех украинских парковках. Это номер постановления Кабмина - которое уже две недели как вступило в силу. Согласно документу - плата за стоянку берётся исключительно через специальный паркомат. А ими оборудованы только два процента стоянок. Не платить парковщикам - призвал даже премьер-министр. Как наводят порядок на украинских парковках, и станут ли они такими же, как в Европе, - узнавал Максим Урлапов.
Центр Киева - площадь рядом со стадионом "Олимпийский" - одно из самых рыбных мест для парковщиков. Дорогие иномарки постоянно приезжают и уезжают. Водители - без пререканий платят за стоянку. То, что здесь нет паркомата - мало кого смущает - деньги дают прямо в руки людям в оранжевой униформе. И в казну Киева - доходят крохи от собранных средств - уверены в федерации защиты прав водителей.
- За месяц в бюджет поступает столько, сколько является выручкой за сутки.
В федерации утверждают: в карманах у столичных чиновников оседают сотни миллионов гривен. Тех, которые отдают парковщикам.
- Сколько мы должны заплатить?
- Че вам сказать... я вас поставил за знаком - так что сколько хотите.
Этот человек готов брать деньги даже за пределами парковки. И искренне считает, что он прав. На слова водителя "не буду платить, так как нет паркомата" - отвечает:
- Ну, я вас розумію тоже, ну а шо нам робить? Я працював на парковці вісім год.
В Украине были и случаи, когда деньги с водителей собирали люди, одетые в форму парковщиков, а на самом деле - последователи Остапа Бендера.
- Скажите, с какой целью берется плата?
- С целью капитального ремонта провала - чтобы не слишком проваливался.
- Ааааа!!
Эти цифры стоит выучить каждому водителю - 1342. Это номер постановления правительства, где сказано - все парковки должны быть оборудованы паркоматами. То есть уже две недели - как люди в форме деньги брать не могут. Эта норма действует с первого апреля нынешнего года. Сам документ принят ещё в конце две тысячи девятого - чтобы подготовиться - времени местным властям давалось больше двух лет. Но они практически ничего не сделали - и теперь просят еще времени.
Владимир Ярошевский - заместитель городского головы Херсона:
В местном бюджете не были предусмотрены деньги. Приобрести в один момент все эти паркоматы нет возможности. Поэтому нужно отсрочить.
С такой просьбой чиновники Херсона и ещё десятка городов обратились к правительству. Но идти навстречу премьер не собирается.
"Послабления в правилах парковки не будет… не так быстро, как хотелось, но мы эту проблему решим. Заставим решить цивилизованно... Мы твердо стоим на позиции, что паркоматы должны быть установлены во всех больших городах Украины".
Николай Азаров призвал всех водителей не платить за стоянку - если на ней не установлен паркомат.
Нет паркомата, а парковщик продолжает собирать деньги - теперь в правительстве это расценивают как преступление. И просят вмешаться в ситуацию Генеральную прокуратуру и милицию. Соответствующее письмо правоохранительным органам уже отправлено.
Паркоматов нет на 98 процентах парковок. Но люди в форме в большинстве городов - всё же продолжают работать. В Херсоне они ещё и жалуются, что водители теперь убегают.
- Чтобы не заплатить - быстро садится в машину и выезжает, и нарушает правила, и происходит авария.
А вот в некоторых городах - парковщики просто исчезли с улиц. Например в Луцке их отправили в отпуск за свой счёт. Оставлять машину на ещё недавно платных площадках - теперь можно бесплатно. Местная власть ставить паркоматы не хочет - мол, они не окупятся.
Анатолий Носалюк - заместитель директора автотранспортного предприятия (Луцк):
Тому що відповідальності людини, яка не заплатила через паркомат - нема ніякої. Вона просто собі стала під паркоматом, ще може і мішок накинути на нього.
В Украине действительно нет никаких штрафов и санкций за отказ платить за парковку. Ввести их - просят чиновники многих городов.
Ярослав Погрибняк - начальник службы парковки "Киевтранспарксервиса":
На рівні штрафів за несплату за послуги з паркування другий механізм - це все таки повернення до блокування коліс.
В столичном предприятии "Киевпарктранссервис" говорят - больше половины водителей отказываются давать деньги парковщикам, и те ничего не могут сделать. В Киеве установили 55 паркоматов - но через них водители платят ещё меньше. Юрист Алексей - один из тех, кто не платит ни парковщику, ни паркомату.
Алексей Святогор - юрист:
Я их, например, сравниваю - они мне напоминают деятельность нищих возле церквей - ну, принято платить деньги. За что - не ясно.
Никаких услуг парковщики не предоставляют, говорит Алексей. И ни за что не отвечают - пусть машину хоть поцарапают, хоть взорвут.
На машине у Алексея - наклейка - "Гаишникам и парковщикам денег не даю". На неё указывает людям в форме - даже когда оставляет машину рядом с паркоматом.
- Не хотите потом от нас в бюджет?
- Не.
- Почему?
- Как профессор Преображенский, не хочу платить в пользу бедной Германии.
Если бы это было в Польше, Алексея сразу бы оштрафовали. Там плата за стоянку обязательна. На каждой парковке - уже давно установлены паркоматы.
Каролина Галецка - пресс-секретарь Управления городских дорог Варшавы:
Если вы не оплатили за парковку - получите штраф в 50 злотых, это около 15 долларов.
В Украине же от установленных автоматов пока мало пользы. Между немногочисленными паркоматами и парковщиками даже возникла своеобразная конкуренция. Человек оказался сильнее.
Александр Игнатенко - директор департамента благоустройства территории Министерства регионального развития:
Біля кожного такого паркомата стояв паркувальник, який фактично перехоплював автовласників - щоби взяти в нього замість паркомата ці кошти. Якщо працює паркувальник - який має ноги і є паркомат, який не має ніг, то хто перший добіжить до споживача?
Тем временем паркоматы пылятся на складах по всей Украине. Вот на этом заводе - их несколько десятков штук.
Борис Скребцов - главный конструктор завода по производству электротехники:
Мы не продали ни одного паркомата. Все парковщики не хотели вкладывать деньги.
Не изменилась ситуация и после первого апреля - представители разных городов изредка звонят, интересуются, но покупать никто не спешит. Если заказы будут - здесь сразу возобновят производство. В эти цехах готовы делать корпуса. А вот все детали - завезут из Германии. Стоимость одного такого паркомата - девяносто тысяч гривен. Так что ставить их будет выгодно лишь в местах большого скопления машин.
Максим Урлапов, Владимир Самченко, Наталия Неделько, Евгений Кучеров - "Подробности недели", Телеканал "Интер".