Взгляд: "Руслан" снова полетит [ Редагувати ]

Россия и Украина на уровне премьеров договорились в сентябре подписать документы о создании СП по производству уникального самолета Ан-124 "Руслан", заявила украинская сторона, передает "Взгляд". Однако о реальной сборке таких самолетов можно говорить только при наличии твердых контрактов, с чем могут возникнуть большие проблемы, указывают эксперты.
"Принято решение о создании совместного предприятия по строительству самолета Ан-124 "Руслан". Мы получили поручение от премьер-министров обеих стран о подписании учредительных документов уже в сентябре на заседании украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества", - сообщил в среду вице-премьер Украины Юрий Бойко в эфире "5 канала".
Самолет Ан-124 является привлекательным для партнеров Украины в РФ, отметил вице-премьер. "Это очень большой самолет, который может поднимать около 100 тонн грузов, взлетать с коротких полос", - подчеркнул он.
Ранее Бойко заявлял, что "наиболее реалистичный проект - это строительство самолета Ан-124 совместным предприятием с учетом вклада каждой стороны". По его словам, украинская сторона может привнести в совместное предприятие технологическую базу и инновационную составляющую, а российская - финансовую составляющую и рынок сбыта.
"В таком случае интеллектуальная собственность СП должна быть защищена соответствующими документами от передачи третьей стороне", - добавил вице-премьер.
По словам Бойко, создание совместного предприятия украинскими и российскими производителями авиационной техники позволит избежать конкуренции между собой и способствовать продвижению продукции СП на рынки третьих стран.
"Мы заинтересованы в том, чтобы совместное предприятие начало работу как можно скорее. Россия имеет свои наработки, мы - свои. Если будет соответствующее объединение усилий, то это, конечно, даст положительный эффект", - отметил он.
Вице-премьер также выразил уверенность в успешной реализации проектов по строительству самолетов, разработанных украинским госпредприятием "Антонов".
"Все самолеты "Антонов", а сейчас их в мире летает более 5 тысяч, - это очень надежные машины. И проекты по их выпуску будут только развиваться", - добавил Бойко.
"Наше предложение, поддержанное российскими коллегами, - сделать пилотный проект по производству Ан-124, показать, как он работает, и далее перейти на более глубокую интеграцию относительно других самолетов: и пассажирских, и специализированных", - сказал вице-премьер.
Ан-124 "Руслан" - уникальный самолет, который не имеет аналогов на мировом рынке по сочетанию грузоподъемности, дальности полетов и стоимости. Это единственная в мире машина, которая может поднять в воздух груз весом до 150 тонн. Самолет был создан в КБ имени Антонова (Украина) в 1982 году. Его модификации Ан-124-100 и Ан-124-100М-150 выпускались в Киеве и Ульяновске до 1995 года. При взлетном весе около 400 тонн "Руслан" может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более трех тысяч километров.
Еще в 2006 году Россия и Украина решили возобновить серийное производство этих самолетов. ОАК подготовила бизнес-план, по которому для начала производства самолета необходимо получить подтверждение заказов не менее чем на 40 машин. Спрос до 2030 года прогнозировался на уровне 70-80 самолетов.
Ожидалось начало производства на ульяновском "Авиастаре" с 2012 года по одному-два лайнера в год, и первые машины должны были поступить заказчику уже в 2013 году. Стоимость нового Ан-124 на то время оценивалась в 150-160 миллионов долларов. Причем заказчики были найдены - 3 самолета захотело купить Минобороны, еще 40 - авиакомпания "Волга-Днепр".
Среди потенциальных заказчиков "Руслана" назывались ОАЭ и Кувейт. Однако до дела так и не дошло. Летом 2011 года в "Мотор Сич" заявили, что программа восстановления производства самолета Ан-124 "Руслан" на ульяновском авиазаводе "Авиастар-СП" отодвинута на 2016 год.
Однако Минобороны подключилось к программе возрождения производства двигателей для "Русланов". Модернизацией двигателя занялись авиакомпании "Волга-Днепр" и "Полет", АО "Мотор Сич" и ОАКБ "Антонов".
На "Мотор-Сич" отмечали, что все участники сбросились по 15 миллионов долларов на создание нового двигателя увеличенной мощностью 27 тонн тяги (вместо 24 тонн тяги), который сможет увеличить расстояние полета с 6,5 до 9-11 тысяч километров.
На "Антонове" недавно уверяли, что работа по модернизации двигателя завершается. Однако украинская сторона не бралась прогнозировать сроки начала серийной сборки, ведь после модернизации военно-транспортному самолету еще предстоит пройти технические и летные испытания.
Юрий Бойко в среду также не стал называть конкретных сроков начала серийного производства. Получить оперативно комментарий от ОАК пока не удалось.
"Договориться между собой на любом уровне о возобновлении производства возможно. Но реальное восстановление производства - это вопрос твердого контракта на покупку самолета. А с этим могут возникнуть проблемы", - говорит газете "Взгляд" руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
"Самолет с учетом возобновления производства, поиска новых комплектаторов и т.д. получится дорогим. Оценка стоимости самолетов в 150 миллионов долларов, которые были несколько лет назад, сегодня кажется нереально маленькой. Государство в лице Минобороны теоретически может потянуть любые расходы, если ему это нужно. Но рассчитывать на то, что бюджет профинансирует возобновление производства в полном объеме, не приходится. Частный бизнес гарантированно не сможет это сделать", - считает эксперт.
"Не все пожелания Минобороны по покупке военной техники подтверждены бюджетными возможностями. В государственной программе вооружения формально учтено возобновление "Русланов". Но до 2018 года ставка делается на проведение капитально-восстановительного ремонта существующих машин. При этом на авиабазе под Брянском есть некоторое количество самолетов "Руслан" в нелетной годности, которые ждут своего часа. Они стоят у забора, реально не эксплуатируются и не очень-то ведомству сейчас нужны", - поясняет Пантелеев.
Что касается коммерческих авиакомпаний, то сейчас перевозчики не могут позволить себе заметное удорожание летного часа из-за возросшей стоимости "Русланов" и, как следствие, не в состоянии покупать эти самолеты, поясняет собеседник газеты "Взгляд".
"Мировой рынок таких самолетов существует, но это политически чувствительный товар. Россия, скорее всего, могла бы согласиться на поставку этого самолета в Индию, но вряд ли согласится на его поставку, например, в Китай. А большинству стран такой самолет и вовсе не нужен", - добавляет Олег Пантелеев.