Благодаря ЕС, в Польше превосходные дороги [ Редагувати ]
Украина тем временем готовится к зиме. И существенная часть такой подготовки - традиционная латание дыр на дорогах. Мы с вами на себе прочувствовали, что в этом году отечественные трассы выгладили как никогда плохо. И страшно представить какими же они будут когда весной сойдет снег. Может показаться, что тема эта прозаическая. И совсем далека от политики. Но и дырявые дороги это тоже одно из последствий, того, что Украину уже 20 лет болтается в серой зоне Европы, не решаясь выбрать западные стандарты. А стандарты эти - ведь и для дорог существуют. Вот для примера наш крупный европейский сосед - Польша. Когда страна только начинала свой путь в Евросоюз - дороги там были примерно, такие же, как у нас сейчас. Сегодня же, автострады в Польше превосходны. Дело в том, что финансировать их строительство начал и Евросоюз - это десятки миллиардов евро, как раз такого масштаба сумм не хватает на возведение и ремонт дорог у нас. Каждая польская трасса строится по строго определенному протоколу. Словно торт по рецепту. Нижний слой - это песочная подушка. Следующий камень, третий щебень, четвертый битум, это еще сантиметров 8, и заключительный слой, 5-сантиметровый асфальт. Только представьте, почти метр прочнейших слоев под колесами. Как нам такого добиться?
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Когда-то по этой дороге в поселке Алы Волынской области ездили польские князья Радзивилы. Каменную брусчатку поляки начали выкладывать еще в 38.
Петр Ярощук, очевидец строительства польской дороги в 1938 году:
- Лопатами це в основному робилося, і ще скрепи були такі до коней на коня одного. То вся була механізація по суті. Мало було механізації. В основному все робилося в ручну.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Качество работ приезжал контролировать лично князь со своим варшавским инженером. Спустя год, 4-километровая дорога была открыта. Польская костка, так ее называют здесь, на Волыни выстояла войну, советскую власть, но не устояла перед натиском местных олигархов.
Анатолий Гура, краевед:
Самя ця місткість зацікавила деяких впливових людей, які забажали собі такими плитками вимостити територію своєї приватної садиби"
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Километр княжеской брусчатки сняли за несколько дней. Каменная брусчатка, оставшаяся в наследство западной Украине, служит до сих пор. Поляки одинаково хорошо строили дороги и в прошлом веке, и сейчас. Только после вступления Польши в Европу, она получила на строительство дорог около 70 миллиардов долларов. Если в 2004 1 километр дорог стоил около 3 миллионов евро, то уже в 2013 около 10 миллионов евро. Эта железная кошка, Ягуар родилась в середине прошлого века. В монаршей Великобритании, выросла в Германии, а на пенсию вышла в Польше. Этот 3-литровый автомобиль раньше редко выезжал на польские дороги. Уж слишком дорогим был ремонт ходовой.
Мирек Станишевски, владелец антикварных автомобилей:
- В первую очередь убивалась резина и ходовая часть. Это было очень дорогое удовольствие ездить по нашим дорогам лет 10 назад. Для этой машины нужны лишь хорошие европейские магистрали, а в Польше тогда не было таких.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Проблему дураков в Польше решили в 90-х, когда Речь Посполита вновь обрела независимость. А проблему дорог, в 2004, сразу после вступления в Европейский Союз.
Магдалена Яворская, представитель генеральной дирекции дорог и автострад Польши:
- За деньги ЕС построили 2.5 тысячи километров дорог , инвестировать начали в 2004, тогда прокладывали небольшие участки, по-настоящему масштабную сеть дорог, и магистрали стали возводить в 2008-2009 году. На следующие 6 лет планируем выделить около 11 миллиардов евро.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- В Польше дороги строят где-то 200 подрядных частных организаций, выигравших тендеры, а контролирует государство.
Томаш Оконский, сотрудник компании-подрядчика:
- Здесь работает итальянско-польская фирма. Этот участок дороги должен быть сдан к ноябрю. Плюс подрядчик сейчас укладывает последний 4-сантиметровый слой. 9 по технологии это делается с подошью машины во всю ширину дороги, 11 метров.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- За год в Речи Посполитой вводится в эксплуатацию около 700 километров скоростных дорог, работа не прекращается ни днем не ночью.
- 1.5 километра в день.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- На этом 20-километровом участке трассы возле города Ченстохов закопаны в землю 370 миллионов долларов. Канализация и водоотводы, мосты и эстакады. Здесь нет строительства по 5-леткам, годовщины или к Евро. И асфальт тут после зимы не сходит вместе со снегом.
Мачей Залевски, представитель генеральной дирекции дорог и автострад Польши:
- Есть стандарт для фирм подрядчиков, и гарантия на 10 или 15 лет. Если в течении этого времени на дороге появится ямы, строители обязаны все исправить за свои деньги. Иначе уголовное дело.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Если компания застройщик вышла за смету, покрывать расходы она вынуждена из своего кармана. В Польше главное качество, а не количество дорожного покрытия. И в этом вопросе солидарны и оппозиция, и власть".
Люциян Петшик, депутат Сейма Польши:
- Вопросы выдачи денег на строительство дорог, и контроля за финансами, между политическими силами полностью согласованы. Ведь все мы хотим ездить по хорошим дорогам.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- За европейские деньги поляки получили европейские дороги и по-настоящему суровый бюрократический контроль.
Лешик Сокульский, представитель генеральной дирекции дорог и автострад Польши:
- Мы видим ситуацию на дорогах. В онлайн. Сейчас все в порядке.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Все дороги оснащены камерами и стационарными телефонами. То, что чувствует под колесами британский ягуар на дорогах Польши, передается по системе в дорожный центр, это всевидящий глаз Европы в стране.
Лешик Сокульский, представитель генеральной дирекции дорог и автострад Польши:
- Сюда поступает информация о погоде, ситуации на дороге, пробках, авариях и качества дорожного покрытия.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Каждые полгода, Польшу проверяют европейские инспекторы. Считают каждую копейку и километры построенных австрад.
Мачей Окшень, эксперт по дорогам Польши:
- Было только несколько случаев, когда руководители стройки воровали материалы: топливо для техники. Но сейчас дорога в эксплуатации и все хорошо.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- В этом городе паломников больше чем жителей. В Ченстохове чудотворный образ Божей матери. И потоки транспорта тянутся по узким улочкам, нескончаемой чередой.
Гжегош Роговский, водитель туристического автобуса:
- 3-4 раза в месяц мы привозим туристов в Ченстохову. Я сам ездил в Украину, там очень плохие дороги. Не ровные, как волны.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Туристы и водители в этом городке уже третий год терпят неудобства, из-за строительства дорог. Мэрия затеяла капитальную стройку.
Владимиж Тутай, секретарь городского совета Ченстоховы:
- Мы получили около 60 миллионов евро. Из них 85% дотации ЕС, а 15 из нашего бюджета.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Хозяин ретро-ягуара Мирек Станишевски уже исколесил всю Польшу и Европу. Теперь задумался над поездкой в Украину.
Мирек Станишевски, владелец антикварных автомобилей:
- Очень хочу посмотреть вашу страну. Но на этом автомобиле наверное нет, я бы не поехал в Украину.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- Опытный коллекционер и водитель знает, там где заканчивается восточная граница ЕС, начинается украинское бездорожье.