Гриценко: Азово-Керченский договор не решает проблемных вопросов отношений Украины и России [ Редагувати ]

Президент Центра Разумкова Анатолий Гриценко считает, что Договор между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива не решает проблемных вопросов двусторонних отношений. Так он прокомментировал подписание этого документа президентами Украины и России Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным 24 декабря 2003 года.
По словам Анатолия Гриценко, "с одной стороны, Украина, в лице главы государства, явно отступила назад от позиции, которую на протяжении многих лет пыталось отстаивать в переговорах с Россией Министерство иностранных дел Украины, и уже во второй раз в официальном документе зафиксировала положение, согласно которому Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами Украины и Российской Федерации". Он напомнил, что раннее это положение было зафиксировано в двустороннем соглашении о сухопутном участке границы между двумя государствами.
Анатолий Гриценко отметил, что отдельные СМИ подают подписание договора как прорыв в двусторонних отношениях между Украиной и Россией, как большой успех в урегулировании спорных вопросов, подчеркивая, что его удалось достичь именно Президенту Украины. Однако, по мнению эксперта, "во-первых, это не успех Украины, а, фактически, принятие ею подхода, на котором настаивала Россия. Во-вторых, такой договор можно было подписать намного раньше, однако наши дипломаты на протяжении этого времени добивались подписания выгодных в первую очередь для Украины документов".
Он отметил, что "кроме базового положения договора о "внутреннем" характере морской акватории, которое будет активно и бурно обсуждаться на этапе ратификации договора в Верховной Раде, собственно конкретные общие и спорные вопросы остались нерешенными".
Согласно договору, "Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами", "урегулирование вопросов, которые относятся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами". По мнению Анатолия Гриценко, "какими будут эти соглашения и будут ли их положения отвечать интересам Украины, теперь неизвестно". Он считает, что "можно лишь догадываться, что их ратификация парламентами не предусматривается, а следовательно решающее значение будет иметь возможность правительства Украины аргументированно и последовательно отстаивать выгодные для Украины условия". Эксперт также отметил, что есть определенные сомнения, что нынешнему правительству это удастся, это подтверждает, в частности, переговорный процесс относительно создания Единого экономического пространства.
Анатолий Гриценко также отметил, что, если внимательно читать разосланный средствам массовой информации текст договора, то можно заметить в нем определенные положения, которые можно прочитать по-разному. Например, в договоре записано: "Военные корабли или другие государственные суда третьих государств, которые эксплуатируются в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить по Керченскому проливу, если они следуют с визитом или деловым мероприятием в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной". Эксперт заметил, "если исходить из буквы документа, то упомянутые корабли (суда) третьих государств допускаются в акваторию либо по приглашению одной из Сторон, либо есть разрешение, согласованное с другой Стороной, якобы возможны два варианта. Однако мы уже слышали заявления российского Президента об обязательном разрешении, согласованном с другой стороной, но слово "согласованный" в тексте договора явно не стыкуется по правилам украинской грамматики со словом "приглашение".
По мнению эксперта, подписание этого договора "еще раз засвидетельствовало, что определенные государственные органы слишком спешат в последние месяцы с решением довольно сложных проблем межгосударственных отношений с Россией, и делается это не всегда в пользу долгосрочным интересам обеих стран".
Анатолий Гриценко убежден, что нынешняя внутриполитическая ситуация в Украине не способствует всестороннему, беспристрастному обсуждению и принятию стратегически важных решений. "Очевидно, что важные внешнеполитические решения, по которым нет консенсуса в Верховной Раде, стоит принимать уже после завершения избирательной кампании, тогда они не будут пересматриваться и будут выполняться двумя государствами", - считает эксперт.