Facebook празднует десятый день рождения [ Редагувати ]
Первый юбилей. 10 лет назад студенты Гарварда полушутя-полусерьезно создали небольшой локальный сайт для общения друг с другом. Сегодня во всем мире миллиард двести миллионов пользователей Facebook - включая многих из нас. О том, как менялась сине-белая страничка, и как она меняла жизни людей - Оксана Кундиренко.
- Всю прошлую неделю я опять встречался с девушкой, с которой расстался две недели назад.
Тогда на заре фейсбукомании Марк Цукерберг горячо спорил о том - стоит ли вводить в анкете строку "семейный статус". Знал бы он, что именно она станет самой популярной в дни, - когда количество пользователей перевалит за миллиард, а компания будет миллиардами долларов ворочать. Десять лет назад гарвардский недоучка просто объявил:
- Привет, я Марк Цукерберг, основатель и директор Facebook:
Все думали - вот, повезло, на парня обрушился успех и деньги. Но долго продолжаться это не может. Ан-нет: творение Цукебрерга менялось, адаптировалось, ломало традиции.
Джо Грин, сосед Марка Цукерберга по общежитию, сотрудник Facebook:
- Эта история успеха - одна на миллион. Никогда не мог представить, что мы даже в политику пойдем, сейчас вот отстаиваем права мигрантов в США.
Facebook - в политике, политики - в Facebook. Завести аккаунт, где парламентарий или даже президент рассказывает о трудовых буднях - дело престижа. Андрей Пузиков учит престиж поднимать, проводя тренинги для украинских профессионалов.
Андрей Пузиков, специалист по маркетингу в социальных медиа:
- Политический сегмент социальных сетей вырос по сравнению с тем, каким он был в самом начале. Потому что аудитория возросла. Политикам соответcтвенно интересно с этим электоратом работать. На данный момент это практически 17 миллионов пользователей.
Вряд ли бы кто-то узнал, что в этом уютном подвале продаются сотни женских платьев, если бы не Facebook. Товароведы их не только развешивают - активно рекламируют онлайн.
Екатерина Давыдова, соучредитель магазина одежды:
- Для нас, как для магазина, расположенного в достаточно нетрадиционном месте было бы глупым надеяться, что к нам с улицы придут правильные люди, нужные для нас идеальные клиенты. Если бы не было Facebook мы бы к таким людям не имели доступа.
Пока магазин Кати поднимает прибыль - социальные сети способны поднять народные массы. На восстания - как показали цветочные революции Арабской весны. Или просто демонстрации - та же Болотная площадь и, конечно же - украинский Евромайдан. Сподвигнуть народ можно и на доброе дело - сдать кровь, собрать деньги на благотворительность.
Наталья Красненкова, директор пиар-агентства:
- Facebook является очень мощным инструментом для вовлечения людей в какой-то процесс. Если ты нашел однодумцев, единомышленников и эти люди включились и согласны с твоей идеей, которую ты предлагаешь, ты очень быстро найдешь поддержку в Facebook.
Новости в Facebook распространяются молниеносно. Доверие к ним велико, ведь рассказывает вам все не безликий журналист, а ваш знакомый.
Оксана Кундиренко, корреспондент:
- Желание поделиться увиденным здесь и сейчас возникает, когда находишься на месте события. Был бы под рукой нужный девайс. Если словами всего не передать - снимаешь фото, видео - и выкладываешь в сеть яркие картинки. Как тут журналистам традиционных медиа соперничать с такими мобильными репортерами. Пока вернешься в редакцию - в соцсетях уже все опубликовали и обсудили.
Стоит вспомнить трагические события в московском Домодедово в январе 2011-го. Взрыв в аэропорту, куда ехать не один час. Первые кадры появляются именно на страницах свидетелей, которые снимают все мобильными телефонами с выходом в интернет. После таких случаев детище Цукерберга - становится взрослым и серьезным.
- Меня волнуют многие проблемы, проявляются новые идеи, но Facebook никуда не денется.
Оксана Кундиренко, Сергей Килимник, Подробности, телеканал "Интер"