Услышать Славянск: Роман Бочкала об антигероях, героях и требованиях Донбасса (фото) [ Редагувати ]

Всю прошлую неделю, специальный корреспондент «Подробностей» Роман Бочкала находился в Луганской области. Он же освещал события в прославившемся на весь мир Славянске, городе соседней Донецкой области. Впечатлениями о сложившейся ситуации Роман Бочкала поделился с редакцией podrobnosti.ua.
В воскресенье мы приехали в Славянск. На въезде в город, как и на многих дорогах в Донбассе расположены блокпосты.
Машины с номерами из других регионов вызывают особенное подозрение и тщательно обыскиваются, поэтому ехать пришлось на такси.
Количество блокпостов перед въездом в город зашкаливает настолько, что нам пришлось оставить машину и идти пешком.
Славянск: город за блокпостом
Я никогда прежде такого не видел. Оставленные автомобили стоят на обочинах, припаркованы на заправке. Общее впечатление, как перед стадионом во время футбольного матча.
На блокпостах многолюдно. За сотню человек. Больше зеваки, хотя активных протестующих тоже хватает.
К украинским журналистам относятся как к врагам, поэтому нам пришлось оставить камеру, штатив и прочую технику у таксиста. Идти с телеоборудованием по городу просто опасно для жизни.
Поскольку въезд в Славянск осложнён, существует проблема с предметами первой необходимости. Большие очереди за хлебом, молоком, предметами личной гигиены. Цены на них растут.
В городе вооруженные люди группами по десятку человек. На языке военных – отделение, взвод. Хорошо экипированные, в стандартизированном камуфляже. Таких я видел в Крыму. На контакт не идут. Пытался с ними разговаривать – бестолку. Просто ничего не отвечают.
Над городом периодически пролетают самолёты и вертолёты украинских ВВС. Иногда летаюи и истребители. Звуки их двигателей, кстати сказать, сильно пугают гражданское население. Звучит действительно устрашающе.
В целом, обстановка в городе спокойная, но чувствуется напряжение. Люди запуганы ситуацией. Скорее всего, на вопрос: «Вы за кого?» ответят: «а Вы?». И дальнейшее общение будет построено в зависимости от того, как ты ответишь.
Из разговоров становится ясно: горожане не поддерживают ни действия киевских властей, ни протестные акции. И это касается всего Донбасса.
Общение с самообороной
Улицы Славянска пустынны. То есть горожане на улицах есть, но как-то малолюдно. В толпе, так уж точно не затеряться. Те, кто не боится ходить по городу, в основном кучкуются у блокпостов - по 100-150 человек возле каждого.
Мы наблюдали случай, когда обыкновенный горожанин, мужчина средних лет, совершенно типичный, сообщал кому-то по телефону о только что проехавшем автомобиле с логотипом ОБСЕ. Номер, цвет, направление движения.
Я подчеркиваю: это там стандартное поведение. Ощущение как под колпаком. Постоянно озирались… Усугубляется тем, что понимаешь: тебя тут никто не защитит, если поймут, что ты журналист.
Поймали нас в тот момент, когда я фотографировал фуру. Блокпост организован таким образом, что перед ним, перегораживая улицу, стоит фура и проезжающие автомобили вынуждены сбрасывать скорость, чтоб объехать её по тротуару. Мне это показалось заслуживающим снимка и тут нас заметили.
Человек с милицейской дубинкой и в камуфляже. Явно местный самооборонец. Сначала он обратил внимание на то, что мы занимаемся съёмкой, затем он заметил, что своим видом мы выпадаем из общей массы тусующихся на блокпосту. Первый вопрос был: откуда вы? Второй: зачем снимаете. И нам предложили пройти.
Несколько человек, сидя на каких-то ящиках, курили, разливали коктейли молотова. Калаши тут же. Пока они разговаривали, я удалил все записанное видео с телефона. Вначале нас обыскали, и слава богу, что не нашли журналистских удостоверений. Затем требовали показать записи на мобильном.
Когда я сказал, что записи удалил от греха подальше, нас избили милицейскими дубинками, разбили телефон. Очень сложно было как-то разговаривать с этими людьми. Опять-таки понимание: здесь тебя никто не защитит.
Донбасс: антигерои и герои
Я посещал за эту неделю города Луганской и Донецкой областей, там люди негативно относятся к любым политическим силам. Так в Луганске возле захваченного управления СБУ висит плакат, на котором под заголовком «Фашисты» размещены фотографии Турчинова, Яценюка, Тягнибока, Кличко и Порошенко.
А в другой части висят «предатели»: Янукович, Азаров, Ефремов и другие оппозиционеры. И этот плакат очень точно иллюстрирует общее отношение к политическим силам. Предполагаю, что в Донбассе будет очень низкая явка на выборах, поскольку доверия нет ни к кому.
Луганск, возле захваченного управления СБУ
Следует подчеркнуть, что сепаратные настроения всколыхнулись именно в тех городах, предприятия которых завязаны на поставки в Россию. И, по-видимому, именно сокращение этих поставок до минимума является реальной первопричиной текущей ситуации. Флаг России в руках протестующих – это образ лучшей, спокойной жизни, к которой они тяготеют.
Я разговаривал со стахановцами, приехавшими в Луганск с флагами России. Они работают на Стахановском вагоностроительном заводе и сейчас работы нет. Это такие нормальные трудяги, не привыкшие и не желающие протестовать, но вынужденные выйти на этот митинг. Иначе неясно каким образом им отстоять хорошие отношения с Россией. И это для них жизненно важный вопрос.
Слова стахановцев: «Россия все заказы отменила, вот идём сюда протестовать. Хоть какая-то надежда». Они уверены, что в РФ «живут лучше», ибо РФ «вагоны заказывает, а Украина – нет».
При этом они понимают, что Россия их не поддерживает. По крайней мере, не поддерживает так, как до этого поддержала Крым. Люди там видят две перспективы: или они остаются в составе Украины, и в этом случае они хотят федерализации. Или же они выходят из состава Украины и создают свою республику - и тогда война. Войны там никто не хочет.
Достаток у населения явно ниже среднего по стране. Большей безнадёги, серости и нищеты я нигде, ни в одной области Украины, не встречал - это преимущественно о Луганской области. Люди выезжают на заработки или просто уезжают. Много брошенных домов. Просто многоэтажки, в которых несколько квартир ещё остаются занятыми.
Зарабатывают, кто как может. Так в Краснодоне - 15 км. от российской границы - распространена контрабанда. Привезя полные баки российского бензина, можно заработать 200 грн. в день или 6 тыс. грн. в месяц. Это массовый бизнес.
Возможность контрабанды также не стимулирует желание жителей региона присоединяться к России. Граница нужна. Граница кормит и позволяет выжить. Я не нашел там такого уж ярого желания присоединяться к Российской Федерации, какое мне довелось наблюдать в Крыму.
Основной посыл человека, берущего в руки российский триколор: «Вы в Киеве с Россией ссоритесь, а мы хотим дружить. Это жизненная необходимость. Дайте нам такое право», – в этом их понимание федерализации.
Люди ждут от Киева конкретных действий по стабилизации экономической ситуации в регионе. Все остальные причины обострения не так важны, как это может показаться.