Литвин в письме к депутатам предупреждает об опасности "всеохватывающего политического кризиса" в стране [ Редагувати ]
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин обратился лично к каждому народному депутату с письмом, в котором излагает свое видение сложившейся в парламенте ситуации и информирует о мерах, принятых им для нормализации работы законодательного органа государства.
Информационное управление аппарата Верховной Рады Украины предоставило полный текст письма.
Так, председатель ВР в письме отмечает, что обратиться к народным депутатам его побудили события, которые произошли в последнее время в Верховной Раде Украины "и подвергли сомнению возможности ее нормальной деятельности. По сути, имеем острый парламентский кризис, который грозит перерастанием во всеохватывающий политический", - отмечает Владимир Литвин.
По его словам, "жесткая перманентная борьба за власть, которая является характерной особенностью Украины, и резко обострилась с развертыванием президентской кампании сразу же после выборов в Верховную Раду, привела к тому, что наш парламент начал уже работать по циклическому принципу - от противостояния к противостоянию. Так, на протяжении четвертой сессии блокировалось каждое четвертое из пленарных заседаний".
"В апогей такого конфликта вылилось вынесение на рассмотрение парламента вопроса политической реформы. Если отбросить высокую риторику вокруг этого, то причина обострения очевидна - стремление реализовать свои цели в борьбе за власть", - считает спикер.
"Политическая реформа, о которой говорится уже более трех лет, стала заложницей этой борьбы". По мнению Владимира Литвина, "именно данное обстоятельство помешало руководителям депутатских фракций и групп прийти к взаимоприемлемой позиции для принятия всеми нами соответствующего решения. И это при том, что вносились предложения, для невосприятия которых просто не было аргументов. Но несогласие с ними руководители, в основном, обосновывали мнением членов своих фракций (групп). В итоге - депутатский корпус был, фактически, отстранен от оценки вариантов решения этой общегосударственной проблемы", - говорится в письме Литвина.
При этом Владимир Литвин напоминает, что "инициатором реформирования системы власти выступила парламентская оппозиция в составе еще предыдущего созыва. Более 50 ее представителей находятся и в нынешнем составе, однако, теперь часть этих депутатов вообще не воспринимает того, что раньше отстаивала. По-видимому, потому, что завершается каденция действующего президента Украины", отмечает спикер.
Он добавил, что три известных депутатам законопроекта о внесении изменений в Конституцию (номер 3207-1, 4105 и 4180) "вобрали в себя ранее предлагаемые идеи и, фактически, содержат лишь одно нововведение, которое и стало камнем преткновения - относительно способа избрания главы государства".
В связи с этим Владимир Литвин делает "два очевидных вывода":
первый - потребность в реформировании государственной власти, как и его содержание, не является "изобретением" нынешней Верховной Рады,
второй - взгляды на политическую реформу диаметрально изменяются именно с завершением полномочий Леонида Кучмы.
"Вы хорошо знаете, что с самого начала обострения ситуации, по сути, беспрестанно проводились заседания Согласительного совета, обсуждалась масса предложений (в частности, фракции "Наша Украина", БЮТ и СПУ внесли девять требований, семь из которых были согласованы сразу, а два предлагалось вынести на голосование в зале), направленных на снятие противостояния и разблокирование работы".
"Скажу о том, что вносилось в этом контексте мной, исходя из обобщения мнений уполномоченных представителей фракций и групп, а также из собственной позиции:
1. Язык ультиматумов, к которому сначала прибегла оппозиция, перевести в русло диалога.
2. Продолжать работу сессии под руководством одного из заместителей председателя Верховной Рады с одновременным проведением мной заседаний Согласительного совета - до выработки компромиссного решения.
3. Провести всестороннее обсуждение в сессионном зале всех трех законопроектов, выделив для этого столько времени, сколько будет необходимо, а затем сделать перерыв в их рассмотрении для поиска оптимального проекта постановления Верховной Рады.
4. Выработать и зафиксировать договоренность о перенесении рассмотрения вопроса с 23 декабря 2003 года на 15 января 2004 года с тем, чтобы иметь возможность для необходимых консультаций и продолжения нормальной работы парламента.
5. Принять постановление, предоставляющее председателю Верховной Рады возможность самостоятельно определять расписание заседаний на основе повестки дня. Это позволило бы адекватно и оперативно реагировать на изменение ситуации в парламенте, обеспечивая его продуктивную работу и предупреждая возможные обострения.
6. Обеспечение максимально открытой, прозрачной и ответственной процедуры голосования путем вставания каждого народного депутата и оглашения им своей позиции (с прямой теле- и радиотрансляцией).
Однако ни одна из перечисленных позиций не нашла консолидированной поддержки среди руководителей фракций и групп", - отмечает Владмир Литвин.
Председатель ВР сообщает, что после предварительного одобрения Верховной Радой законопроекта N4105, представители трех депутатских фракций ("Наша Украина", БЮТ и СПУ) выдвинули 11 требований - как необходимое условие налаживания нашей работы. "С ними согласились. С учетом состоявшейся дискуссии мной были сформулированы пять пунктов проекта соответствующего постановления. Основные из них касались:
- предварительного одобрения и направления в Конституционный Суд еще двух законопроектов (номер 3207-1 и номер 4180), доработанных Временной специальной комиссией,
- вступление в силу нового порядка избрания президента Украины с учетом результатов всеукраинского референдума по этому вопросу,
- проработка процедуры окончательного рассмотрения законопроектов с тем, чтобы предупредить и сделать невозможным возникновение недоразумений на следующей сессии.
Данные предложения поддержали представители всех фракций и групп, за исключением БЮТ". Однако, пишет Владимир Литвин, уже на следующий день (13 января) достигнутые договоренности были разрушены.
"Разделяя нарастающие в депутатской среде настроения усталости и раздражения, я сделал еще одну попытку подтолкнуть Согласительный совет к поиску точек соприкосновения для понимания. Утром 15 января мной были внесены на ее рассмотрение три проекта постановлений", - отмечает Владимир Литвин.
По его словам, первый из них предусматривал принятие на следующей сессии законопроекта номер 4105 в целом как закона с сохранением действующего механизма всенародного избрания президента Украины. Руководителям фракций и групп предлагалось завизировать этот документ и одновременно подписать политическое соглашение о консолидированном голосовании за его принятие.
Вторым проектом Верховной Раде предлагалось принять в этот же день (15 января) решение о дополнении ее постановления о предварительном одобрении законопроекта номер 4105. Суть этого дополнения - в исключении из названного законопроекта положений об избрании президента Украины парламентом.
Наконец, третий проект касался того, что положение законопроекта номер 4105 об избрании президента Украины парламентом может вступить в силу лишь после подтверждения этой нормы двумя третями голосов Верховной Рады следующего созыва.
Однако, отмечает спикер, эти наработки, как и предыдущие, не нашли поддержки, которая позволила бы вывести работу парламента на нужный режим.
"К сожалению, - пишет Владимир Литвин, - все время в этот период был потрачено на фактически непрерывные переговоры и консультации - как на Согласительном совете, так и на отдельных встречах с руководителями фракций и групп. Это, а также ситуация в сессионном зале, лишили меня возможности в стабильном режиме пленарных заседаний информировать Вас о вариантах решений, которые могли бы нормализовать работу парламента. Не было возможности сделать это и 15 января, а тем более вынести все предложения на решение Верховной Радой, что я намеревался сделать. Поэтому не оставалось ничего иного, как закрыть четвертую сессию".
"Последняя попытка найти приемлемый выход была осуществлена 16 января на созванном мной заседании Согласительного совета. На нем, кроме всего прочего, речь шла и о возможности и целесообразности проведения внеочередной сессии парламента. Однако взяло верх наше традиционное: поживем - увидим", - отмечает председатель ВР.
Обращаясь к депутату, которому адресовано письмо, Владимир Литвин отмечает: "Уважаемый коллега! Критичность момента, который переживает Верховная Рада и который может иметь далеко идущие последствия для государства и общества, требует от каждого из нас непосредственно определить свою позицию. Мы просто обречены на то, чтобы найти оптимальный выход из сложившейся ситуации - не исключая и проведения внеочередной сессии.
Не имея никакого сомнения в том, что у всех нас общая большая обеспокоенность нынешними процессами в парламенте, я и пошел на такой несколько необычный шаг, как обращение лично к каждому народному депутату Украины".