Повышение импортных пошлин на авто может вызвать санкции ВТО [ Редагувати ]
Импортные автомобили в Украине подорожают, если поднимут ввозные пошлины. Этого требуют отечественные автосборщики. Они говорят, что не могут конкурировать с зарубежными компаниями, и вынуждены сокращать работников. Судьба пошлин - в руках специальной комиссии, которую возглавляет министр экономразвития Пётр Порошенко. Он заявил, что решение уже принято. Но отказался уточнять - какое именно. Импортёры предупреждают - рост пошлин приведёт не только к подорожанию машин, но и к жёстким санкциям со стороны ВТО, членом которой является Киев. Так будут ли украинцы платить из своего кармана для того, чтобы опять помочь отечественным автосборщикам? Ответ искал Артём Алёшин.
Артем Алешин, корреспондент:
- О повышении пошлин на зарубежные автомобили говорят почти год. Импортеры и отечественный производители сломали уже не одно копье, доказывая либо необходимость, либо ущербность такого решения. Во властных кабинетах все это время хранили молчание. Но на этой неделе министр экономического развития ясно дал понять - он хочет поднять налоги на импортные авто, причем самых ходовых классов.
Это один из столичных автосалонов. Здесь продают отечественные авто. Хотя на их кузовах выбито название известных международных марок. Ларчик открывается просто. Такие машины в Украине не производят, а собирают.
То есть завозят из - за границы по частям и соединяют здесь в единое целое.
Так работает почти весь отечественный автопром. И не может выдержать конкуренции с зарубежными коллегами. Продажи падают из года в год. Сейчас лишь четверть украинцев предпочитает "своего" производителя. Остальные покупают "чистый" импорт. И наши заводы хотят, чтобы "иностранцев" обложили дополнительным налогом.
Ефим Хазан, вице-президент Ассоциации "Укравтопром":
- В противном случае, надо будет говорить о том, что те люди, которые сегодня занимаются производством легковых автомобилей будут сокращены. У нас в автопроме, между прочим, за период кризиса уволено восемнадцать тысяч человек.
Министр экономразвития Пётр Порошенко не скрывает - он "за" повышение пошлин. Дескать, не могут выжить сами, нужно помочь искусственно. И кивает в сторону северных соседей.
Пётр Порошенко, министр экономического развития и торговли Украины:
- Чому українські виробники і український ринок має бути захищений шести, восьми або десяти відсотковим митом. І це когось турбує. А ті ж виробники в Росії захищені 25-и відсотковим митом?
Но в России пошлины подняли в конце 2008-го, в разгар экономического кризиса. И пустили в страну крупнейших мировых производителей, которые открыли свои заводы. Как следствие, соседи стали собирать не только "Жигули" и бюджетные иномарки. А и дорогие авто, так называемого вип-класса.
Андрей Топтун, начальник отдела российского аналитического агентства "Австостат":
- В России собирается очень широкий модельный ряд иномарок. Наверное, более тридцати моделей. Если мы возьмем рейтинг топ-10, туда входят иномарки российской сборки.
Но за поддержку российских автосборщиков заплатил российский потребитель. Импортные машины, а их там тоже большинство, подорожали.
Тоже самое может произойти и в Украине. Каким будет скачок цен в салонах пока непонятно. Ведь в Минэкономразвития не говорят, насколько именно хотят поднять пошлины. Киевлянин Вячеслав, с автомобильной фамилией - Пыльник - как раз присматривается к новому авто. Хочет недорогую, экономичную иномарку. Но переплачивать за неё не собирается.
Вячеслав Пыльник, покупатель:
- Я вот эту надбавку, которую кому-то не хватает, я не готов выложить со своего кармана.
Денег в обрез, сетует мужчина. И семью кормить надо и украинское авто, купленное шесть лет назад, пора менять. Поэтому, если цены вырастут, придётся изгаляться.
Вячеслав Пыльник, покупатель:
- Ну, возможно, будет вариант автомобиля с пробегом. Ну, если совсем уж скудно будет, тогда уже может быть возьмем что-то отечественное, но опять же скрипя зубами и не в восторге я буду от этого.
Повышение пошлин ударит не только по карману Вячеслава. Оно может опустошить даже государственную казну. И это не преувеличение.
Вот штаб-квартира Всемирной торговой организации. Членом которой является и Украина. ВТО регулирует международные правила торговли. И с ней нужно согласовать повышение пошлин на авто. Япония, Южная Корея и Турция уже требуют наказать Украину, если она введёт заградительные барьеры для их машин. В мае также состоялась встреча и ведущих европейских авто-производителей.
Они решили обратиться к Еврокомиссии с просьбой ввести против Украины торговые санкции. В первую очередь, против отечественных металлургов и аграриев, заявил глава ассоциации авто-импортёров Олег Назаренко.
Олег Назаренко, гендиректор Ассоциации автоимпортеров и дилеров:
- В сфере автопроизводства, автосборки в Украине работают 20 тысяч человек. Ну почему сорок шесть миллионов граждан Украины должны переплачивать за автомобиль больше денег, ради того, чтобы двадцать тысяч человек комфортно жили. Я думаю, будет проще всем собраться и сброситься по гривне.
А вот ожидаемый эффект от введения пошлин - то есть бурное развитие отечественного автопрома - под вопросом, считает эксперт Дмитрий Боярчук.
Дмитрий Боярчук, директор центра социально-экономических исследований:
- Якщо підвищать мито, то через пару років знову буде підняте питання, що його потрібно або продовжувати або знову підвищувати, тому що наші виробники мають такі, досить тепличні умови. На жаль, кращої якості вони не можуть запропонувати споживачам.
Повышать или не повышать - во властных кабинетах нет единства. Намерения Порошенко уже критикуют. И в Кабмине, и среди народных депутатов, и даже простые покупатели автомобилей.
Артем Алешин, Вениамин Трубачов, Александр Пономарев, "Подробности недели", телеканал "Интер"