В подворотне нас ждет Шарлиз Терон. На экраны вышла повесть о настоящем монстре [ Редагувати ]

В прокате стартует "Монстр" Патти Дженкинс, тот самый фильм, ради которого лицо Шарлиз Терон, девушки из рекламы "Мартини", было обезображено пигментацией и морщинами. Роль Эйлин Уорнос, казненной в 2002 году женщины-убийцы, принесла Терон приз Берлинского фестиваля и актерский "Оскар", а сам фильм стал сенсацией американского проката.
Как и "Страсти Христовы", "Монстр" Патти Дженкинс пошатнул представления о том, что такое коммерческий потенциал в киноиндустрии. Фильм вышел в четырех нью-йоркских кинотеатрах в конце декабря и позиционировался как диковатая рождественская сказка для продвинутых зрителей, каких не сыщешь в мультиплексах Оклахомы и Небраски. Однако количество копий пришлось стремительно увеличивать: на дворе уже середина марта, а "Монстр" идет в тысяче с лишним залах и до сих пор держится в топ-десятке американского проката.
Режиссер Патти Дженкинс, интеллектуалка и дочь воинствующей феминистки, полагает, что причина коммерческого успеха - в избранной интонации: сочиняя сценарий, она зареклась снимать эротический триллер и остановилась на психологической драме. Зритель же якобы это оценил и потянулся в кинотеатры, чтобы оплакать жертву неблагоприятных социальных обстоятельств.
На самом деле Патти Дженкинс льстит и себе, и американской публике. Главная причина фантастических сборов, в шесть раз превышающих бюджет, - удачное сочетание двух медийных феноменов: серийной убийцы Эйлин Уорнос и голливудской звезды Шарлиз Терон.
Жертва сексуального насилия, проститутка и алкоголичка Уорнос, в конце восьмидесятых за короткий срок расстреляла шестерых своих клиентов и стараниями средств массовой информации приобрела репутацию первой в США серийной убийцы женского пола. В девяностые она стала героиней двух фильмов - документального и телевизионного, но для настоящего успеха понадобилась инъекция смертельного препарата и лицо Шарлиз Терон, обезображенное портретным гримом.
Чужая слава и собственная смерть превратили Эйлин Уорнос в национальную героиню, и Патти Дженкинс тут совершенно ни при чем - сборы были обеспечены вне зависимости от качества ее полнометражного дебюта, а дебют этот плох. Смотреть "Монстра" тяжело, неприятно и главное - скучно. Безотрадное существование опустившейся женщины скрашивают однообразные убийства, однообразное пьянство и однообразный секс с подругой по имени Селби - более отталкивающих сцен лесбийской любви не отыскать в мировом кинематографе.
Главная проблема "Монстра" в том, что он вызывающе, непристойно реалистичен и потому мало подходит для демонстрации в кинотеатрах (что бы ни сообщалось на этот счет в данных бокс-офиса) - от кино все-таки ждешь хотя бы элементарной фантазии, легкого смещения акцентов, минимальной условности. Да, Шарлиз Терон правдоподобна. Еще правдоподобнее Кристина Риччи, играющая инфантильную, расчетливую и трусливую Селби, неопределившегося подростка, живущего за счет грабежей, но предпочитающего ничего не знать об убийствах. Да, душераздирающий роман этих двух изгоев - неумелая имитация нормальных человеческих отношений, грамотно прописанная в сценарии. Никаких претензий, за психологизм - "пять с плюсом". Верю, верю. Но смотреть почему-то не хочется.