Референдум: демократия или манипуляция [ Редагувати ]
"Должен ли каждый четырехлетний ребенок иметь право на бесплатное посещение додетсадовского учреждения?" - такой вопрос был вынесен на референдум в американском штате Флорида 5 ноября 2002 года. И здесь нечему удивляться. Для Запада решение такого рода проблем путем всенародного волеизъявления - вовсе не экзотика, а норма жизни.
Референдум как форма прямой демократии становится все более популярным в Европе и Америке. Плюсы его вполне очевидны. Во-первых, каждый человек может ощутить сладкое чувство причастности: судьба его родины - у него в руках. А, во-вторых, при референдуме сводится на нет традиция "лоббирования" чьих бы то ни было интересов: подкупить такую массу людей никому не под силу.
В украинском же сознании слово "референдум" вызывает стойкую ассоциацию с решением вопросов как минимум государственной важности. И чему тут удивляться, ведь за 13 лет сознательной независимости на нашу долю выпало всего два всенародных голосования: в 1991 году "всем миром" решали судьбу украинской независимости и в 2000 году голосовали за реформы институтов власти.
Правда, были еще два референдума, о которых уже мало кто помнит. 1 декабря 1991 года прошел референдум в Закарпатской области, во время которого 78% избирателей высказались за предоставление Закарпатью "статуса специальной самоуправляемой территории в составе Украины". К этому стоит прибавить голосование харьковчан 31 марта 2002 года за возведение русского языка в чин второго официального. Результаты этих двух референдумов с горем пополам удалось замять, но неприятный осадок остался. Неудивительно, что мысль об очередной инициативе всенародного или местного размаха вызывает у наших парламентариев легкое оцепенение. И вполне понятно, почему внимание к плебисцитарной процедуре отошло на задний план нынешних политических страстей, а принятие нового референдумного законодательства вообще было отложено в долгий ящик.
Между тем в Европе в 1981-1990 годах было организовано 129 всенародных волеизъявлений, в 1991-2001 годах это число достигло 248. Причем около половины таких голосований приходится на Швейцарию. Явно прослеживается тенденция и к увеличению количества местных референдумов. В немецкой Баварии за девять лет действия права на референдум было проведено около 500 местных голосований. А в США за последние 100 лет количество проведенных местных референдумов достигло рекордной отметки в... 10 тысяч.
Причем из столь богатой референдумной практики можно выделить ряд примеров, вполне переносимых на украинскую почву. Взять хотя бы общенациональный референдум в Швейцарии 12 марта 2000 года, когда была одобрена квота на представительство женщин в парламенте. Одобрена мирно и цивилизованно. В Украине же кулуарно-бюрократическая эпопея с введением 30-процентной квоты на представительство "слабого" пола в Верховной Раде была победоносно провалена 94,9% мужчин-депутатов. А если бы вынести такой законопроект на всеукраинский референдум - интересно, каков был бы его исход, учитывая, что 54% населения страны - женщины?
Или вот пример. 9 февраля 2002 года жители Нового Орлеана (США) на референдуме проголосовали за повышение минимальной заработной платы до 1 доллара в час. Через год их эстафету подхватили калифорнийцы, пожелавшие получать 8,5 долларов в час. В Украине же на всех "народных инициативах" вынести подобные вопросы на общенациональное голосование можно поставить крест. Аргумент один - статья 73 Конституции, гласящая, что "референдум не допускается относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии". И что на это возразишь?
Кстати, львиная доля референдумов, проходящих в западных демократиях, связана с вопросами обустройства городской жизни. Так, в 2002 году жители американского городка Кей-Вэст (штат Флорида) вынесли на референдум вопрос о создании независимой коллегии горожан для контроля за деятельностью мэрии. Вполне возможно, что, проведя подобный референдум в украинских городах, можно было бы избежать многих баталий, все чаще вспыхивающих между горожанами и властью. В Киеве, скажем, таким мог бы быть вопрос повышения тарифов на проезд в городском транспорте.
Вопрос #1, волнующий жителей западных городов, - экология. К примеру, 30 июня 2001 года в итальянском Милане прошел референдум по сокращению количества автомобилей в центре города. А 18 мая 2003 года уже швейцарцы голосовали за запрещение автодвижения в столицах кантонов в одно воскресенье в квартал. Разве для киевлян проведение такого опроса было бы неактуальным?
В ноябре 2001 года жители Сан-Франциско в ходе референдума единогласно высказались за необходимость горсовета запрашивать согласие горожан на любое крупное строительство в зоне залива. Чем не поучительный опыт для Киева, где почему-то считается, что принимать решения о застройке в центре города можно в узком архитектурном кругу, а непрофессионалам (то есть остальным горожанам) вмешиваться в этот процесс нечего.
А вот 11 октября 2000 года в результате городского референдума в российском Челябинске по инициативе местных журналистов и музыкантов улица Советская была переименована в улицу Джона Леннона. В украинской практике референдум по таким вопросам не прижился. Вспомнить хотя бы казус с городом Вишневое Киевской области: на домах были вывешены новые таблички, на которых под официальными названиями вишневских улиц красовались их полузабытые советские предшественницы, от которых избавились еще в начале 90-х. "Для удобства горожан", - с улыбкой объяснили в горсовете. Хотя самих жителей об этом не спросили.
В ряде престижных курортов Запада 16 октября 2002 года - в День всемирных действий против Макдональдсов - прошли референдумы по запрещению строительства ресторанов фаст-фуда, присутствие которых разрушает респектабельный образ города...
Однако существуют и подводные камни прямой демократии. Прежде всего референдум не всегда является признаком зрелости правового государства. Ведь как раз референдумами до бесконечности продлевали свои полномочия диктаторы Азии, Африки и Латинской Америки. В конце концов, именно в результате референдума 2002 года 99,9% иракцев проголосовали за переизбрание Саддама Хусейна президентом.
Во-вторых, существуют вопросы, ставить на голосование которые заведомо нельзя - решать их должно только государство как основной гарант прав. Ведь здравый смысл заставит усомниться, если пользоваться "автобусной" аналогией, в пригодности голосования пассажиров автобуса, потерпевшего аварию, при решении вопроса о виновности водителя. К примеру, можно ли ставить на всенародное голосование закон о запрете абортов и искусственного оплодотворения, зная, что он может нарушить права женщин?
Теперь реальный случай. 7 июня 2001 года в Ирландии прошел референдум по отмене смертной казни. И отменили. Насколько оправданным было бы проводить аналогичное голосование в Украине, где три четверти населения без зазрения совести высказались бы "за" высшую меру наказания?!
В мире бывали и случаи, когда решения, принятые всенародным плебисцитом, впоследствии отменялись властями как нарушающие права человека. Так, в 2001 году Верховный суд США вынужден был запретить медицинское использование марихуаны. Решения о легализации продажи этого наркотика для тяжелобольных были приняты в 1998 году в результате референдумов в восьми штатах. В Калифорнии, где эта инициатива появилась первой, мгновенно сформировалась разветвленная сеть клубов, занимавшихся сбытом марихуаны для тех, у кого были специальные рецепты. В результате в наркобизнес втянулось еще больше американцев.
Третий упрек референдумам - отсутствие специальных знаний у граждан и высокая вероятность того, что без "вышестоящего надзора" будут приниматься противоречивые решения. И действительно, в ряде случаев референдумы бывают достаточно сомнительными, прежде всего в смысле понимания людьми того, за что они голосуют.
К примеру, за последние три года швейцарцы вынесли на референдум вопрос об уменьшении доли золота в золотовалютных резервах страны, ликвидации атомных электростанций, реформе армии. Что это такое и с чем его едят, среднестатистическому украинцу было бы просто невдомек. То же самое касается референдумов, определяющих стратегию отношений с НАТО, МВФ, ЕЭП: решать подобные вопросы по "воле народа", путем самого демократического механизма, без масштабной информационно-разъяснительной кампании было бы равнозначно игре в "русскую рулетку".
Имеются и научные аргументы. В своей книге "Формула человека", изданной в 1991 году, В. А. Лефевр привел "серьезный аргумент против того, чтобы считать референдумы выражением свободного выбора населения". Согласно Лефевру, когда человеку приходится делать выбор между двумя неизвестными для него вариантами, он с вероятностью 61,8% принимает то решение, которое возвышает его в своих глазах. "Не исключено, что выбор предопределяется формулировкой вопроса", - заключает Лефевр. А тут уж - непаханое поле для манипуляции.
И все же наиболее распространенный аргумент против референдумной традиции, особенно популярный в странах бывшего СССР, - "народ еще не дозрел". А когда дозреет? Неизвестно. Получается как в том анекдоте: "Вы, ребята, сначала прыгать в бассейн научитесь, а потом мы вам воду нальем". Однако разве не свидетельствует о радикализме избирателей тот факт, что в Украине во время референдума 2000 года электоральная активность побила все рекорды, включая осенние "президентские" 1999 года: в голосовании приняли участие 78% граждан, а в Закарпатье - все 97%!
В общем, следует понять одно: референдум хотя и не панацея, но лекарство от многих социальных катаклизмов. И не воспользоваться им было бы в крайней степени неразумно. Как сказал однажды комиссар ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген: "Мы больше ничего не будем решать за спинами наших граждан". Очень хочется верить, что скоро о чем-то подобном станут говорить и представители украинского истеблишмента.
Кстати
Вопросы, выносимые на референдумы в 2001-2003 гг.:
13 августа 2002 года, город Аспен (штат Колорадо, США) - сохранение шести старинных трамваев, хранящихся на ферме "Коузи Поинт".
25 августа 2002 года, о-в Норфолк (Австралия) - разрешение на использование мобильных телефонов на территории острова.
17 сентября 2002 года, город Лэйкленд (штат Флорида, США) - расширение городского центра.
23 сентября 2002 года, город Кэмроуз (Канада) - легализация казино.
15-16 июня 2003 года, Италия - снижение электромагнитного излучения.
28 декабря 2003 года, город Спрингдэйл (штат Арканзас, США) - введение квоты на продажу ликероводочных изделий по воскресеньям.
Языком Цифр (Данные справочника IRI World Almanac'2002)
Количество референдумов, проведенных с 1991-го по 2001 годы:
Европа - 248
Северная и Южная Америка - 78
Африка - 37
Азия - 26
Австралия и Океания - 16.
Дарья Карпенко, "Киевские Ведомости"