Экстренный выпуск. Смерть Кирпы [ Редагувати ]
В ходе политических баталий мы не замечаем других резонансных событий, которые происходят в нашей стране. Самоубийство председателя правления "Укркредитбанка", загадочная смерть сотрудника Львовского областного управления СБУ и, наконец, смерть министра транспорта Украины Георгия Кирпы. Удастся ли избежать очередных смертей?
Связано ли такое количество смертей с президентскими выборами? Можно только догадываться, хотя большинство из нас будут склонны дать положительный ответ на этот вопрос. Кто или что стоит за этими резонансными событиями? Последняя смерть - смерть министра транспорта Украины надолго обеспечит тираж многим печатным средствам массовой информации. Тело Кирпы было обнаружено на загородной даче. Информация о происшедшем сразу перешла в разряд не рекомендованной к разглашению. Но лучше обо всем по порядку.
Председатель правления ЗАО "Украинский кредитный банк" Юрий Лях был накануне найден мертвым в собственном кабинете. В предсмертной записке Лях объяснил свой поступок "возникшими проблемами".
Между тем, накануне одно из влиятельных международных рейтинговых агентств заявило, что текущая политическая ситуация в Украине оказывает негативное влияние на банковский сектор страны, и на этой неделе появились сигналы о более высоком уровне изъятия депозитов. Так что "проблемы", о которых говорил в предсмертной записки Лях, у банка действительно могли быть. Однако было так же отмечено, что в довольно низких рейтингах украинских банков в некоторой степени уже учтена их подверженность и своего рода иммунитет к таким видам рисков. Да и Нацбанк принял меры по поддержанию ликвидности банков, среди которых ограничения на досрочное изъятие срочных депозитов, определенные лимиты на снятие денежных средств и на продажу иностранной валюты. Так что о проблемах банка говорить сложно. Да, они могли быть, но вряд ли они были связаны с нестабильной экономической ситуацией в банковской сфере.
Второе чрезвычайное событие также связано со смертью человека. И она была мягко говоря очень загадочной. 20 декабря во Львове в собственной квартире было обнаружено тело сотрудника Львовского областного управления СБУ. По первоначальной версии работник госбезопасности покончил жизнь самоубийством, повесившись. Но результаты судмедекспертизы, которые были получены спустя два дня, не соответствовали выдвинутой версии. Об этом заявляют информированные источники.
Согласно ее выводам перед повешением работник службы безопасности был побит, на шее у покойного имелось значительное кровоизлияние, также была сломана гортань. Согласно неофициальной информации, сотрудника госбезопасности сначала удушили, а потом повесили. Иными словами речь идет о преднамеренном убийстве.
И загадочная смерть министра транспорта Украины Георгия Кирпы. Главный транспортник страны был обнаружен мертвым на своей даче в поселке Бортничи под Киевом. В первые часы после этого никаких подробностей не сообщалось, в правоохранительных органах заявили лишь, что пока можно говорить лишь "о внезапной смерти на даче под Киевом", а все остальное - "закрытая информация". На тот момент было известно лишь то, что в день смерти, около 15:00 Кирпа проводил с дачи свою жену, а в 16:00 долго говорил с кем-то по телефону. А в 18:00 был найден мертвым в бане. По некоторым данным, незадолго до смерти Кирпа встречался с одним из высших чиновников Украины. Смерть руководителя такого уровня не могла не привлечь внимание средств массовой информации. Спустя несколько часов, возле дачи, где находился Кирпа собралось огромное количество журналистов. Всех интересовали подробности драмы, разыгравшейся в особняке. Но, никому, кроме членов оперативно-следственной группы и экспертов-криминалистов в дом пройти не разрешили.
Кипра был найден с огнестрельным ранением в голову. Рядом с ним лежал личный пистолет ПСМ, предназначенный для самозащиты, и гильза и пуля калибром 5,45 миллиметра. Система видеонаблюдения на даче зафиксировала, что министр входил в баню один. По предварительной информации, на даче было два охранника. Сразу несколько средств массовой информации сообщили о то, что ранений на теле Кирпы было несколько, следовательно, версия о самоубийстве, которая считается приоритетной изначально неверная. На месте происшествия побывал Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун, но пробыл там недолго. Не один из тех, кто покидал территорию дачи, не согласился прокомментировать происшедшее. Атмосфера вблизи дачи была угнетающей. Веяло холодом и ужасом. От мысли о том, что министра транспорта - одного из самых влиятельных людей в стране - могли убить, становилось как-то не по себе. Настроение нашей съемочной группы разделяли и другие журналисты.
Смерть Георгия Кирпы вызвала огромный резонанс в стране. Создана оперативно-следственная группа, в которую вошли представители МВД, генпрокуратуры и СБУ. Дело взял под личный контроль Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун. Уже сегодня утром стало известно о возбуждении уголовного дела по статье 120 Уголовного кодекса Украины - доведение до самоубийства.
Почему события происходят именно таким образом? Почему чиновник такого уровня уходит из жизни? Что побуждает его на это? Самоубийство или убийство? Ответов на эти вопросы пока нет.
Георгий Кирпа родился в Хмельницкой области, в селе Клубовка 20 июля 1946 года. Его отец умер рано. Поработав слесарем на сахарном заводе, Кирпа поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Выбор учебного заведения определил будущее. Свой трудовой путь железнодорожника Кирпа начал на украинских воротах в Европу - станции Чоп. В Закарпатье Кирпа дослужился до должности начальника Ужгородского отделения Львовской железной дороги. С 1985 года он - первый заместитель, а с 1993-го - начальник Львовской железной дороги.
Львовский период Кирпы отмечен целым рядом конфликтов. Наиболее резонансными из них были споры вокруг Львовского железнодорожного вокзала и противостояние вокруг железнодорожной больницы во Львове. Начальник Львовской железной дороги Кирпа и начальник Львовского железнодорожного вокзала имели разные взгляды на будущее коммерческих точек, расположенных в районе транспортных ворот столицы Галичины. Под окнами Кирпы был взорван автомобиль, а с целью морального унижения противника на его рабочем столе в одно прекрасное утро появилась куча нечистот. Кирпа не оставил данные "сигналы" без соответствующей реакции, что дополнительно укрепило его позиции.
Киевский период карьеры Георгия Кирпы начался в апреле 2000 года, после его назначения на должность первого замминистра транспорта - гендиректора Госадминистрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця". За время руководства "Укрзалізницею" Кирпа продемонстрировал качества эффективного руководителя. Отрасль перестала быть убыточной и стала приносить прибыль. Согласно официальной статистике, активно искоренялись взаимозачеты, выросла зарплата, значительные инвестиции были вложены в капитальное строительство и ремонт.
Следующей ступенькой в чиновнической карьере Кирпы стало кресло министра транспорта Украины.
Кирпа начал свою деятельность с ревизии "подсобного хозяйства". Она коснулась, прежде всего, крупнейших предприятий "Укравиатранса" и "Укрморречфлота". Именно эти транспортные подотрасли испытывали наибольшие трудности, в сравнении с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Вполне естественно, что подобная активность Кирпы не могла не вызвать появления политических недоброжелателей.
Кирпа на протяжении всего времени руководства Минтрансом не покидал пост гендиректора "Укрзализныци", что определено Указом Президента от 7.05.2002 года. Комитет ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией выступал против такого совмещения постов. Народные депутаты уверены, что законодательство о борьбе с коррупцией запрещает госслужащему совмещать должность с постом в хозрасчетной организации, какой является "Укрзализныця". Запросы депутатов относительно законности совмещения Кирпой данных постов не привели к каким-либо кадровым выводам.
Напротив, в 2002 году Кирпа был удостоен звания Герой Украины.
С февраля по август 2001 года по инициативе Кирпы была осуществлена реконструкция Киевского вокзала. Работы были закончены в срок - ко Дню независимости. Реконструкция обошлась в 137 миллионов гривен. Строительные работы велись с размахом и высокой скоростью. Последнее обстоятельство не лучшим образом повлияло на качество возведенного Южного вокзала и реконструкцию существующих сооружений. Не обошлось и без скандалов.
Буквально в канун завершения киевской стройки во Львове был застрелен председатель наблюдательного совета фирмы "Світанок", генеральный директор фирмы "Технобуд" Богдан Опирский. Именно его фирма выполнила больший объем работ во время реконструкции центрального железнодорожного вокзала.
Минтранс с переменным успехом пытается улучшить ситуацию на внутреннем рынке авиаперевозок. Эксперимент, в ходе которого были снижены цены на билеты для пассажиров во внутреннем сообщении, действует уже на протяжении нескольких месяцев. Компании-перевозчики получают дотации от Минтранса в рамках эксперимента. Результаты эксперимента неоднозначны, однако Минтранс не собирается сдаваться.
Министр выступил с инициативой создания единой авиакомпании для обеспечения перевозок на внутренних линиях. Еще в конце 2001 года "Укрзалізниця" заключила контракт с Харьковским государственным авиационным производственным предприятием на покупку 10 самолетов Ан-140 и Ан-74. Дочернее предприятие "Укрзалізниці" "Укртранслизинг" финансирует программу строительства самолетов. Региональным авиакомпаниям Украины уже переданы в лизинг 4 самолета Ан-140, построенные в рамках программы.
В политике Кирпа действовал всегда обособленно. Он не имел собственной олигархической группировки, не входил ни в одну из существующих и фактически равноудален от всех нынешних группировок.
Кирпа обладал достаточной харизмой для участия в борьбе за наивысший пост в Украине и являлся одним из наиболее влиятельных и перспективных политиков Украины.
Так что же заставило этого человека покончить с собой? Упоминалась история со строительством моста через Днепр: на это были выделены бюджетные деньги, но работа так и не началась. Так что самоубийство могло быть связано с долгами. По крайней мере, об этом заявил бывший заместитель Кирпы Иван Салий. Однако не исключается и то, что это было убийство, об этом говорят люди, которые слышали не один, а несколько хлопков, похожих на выстрелы вблизи дачи. Версию об убийстве подтверждают также очевидцы, которые видели, как из особняка выходил священник, а самоубийц, как известно не отпевают. Некоторые СМИ делают предположения о том, что смерть Кирпы может быть связана с политикой, находя неслучайным то, что министр, поддерживавший на выборах Виктора Януковича, погиб сразу после завершения голосования.
Без ответа остается так же вопрос о том, почему Кирпа отказался от услуг Государственной службы охрани именно в день своей смерти. Этот факт может служить в пользу версии о самоубийстве.
В этой истории еще много вопросов, ответы на которые еще нужно найти. Неизменным остается лишь то, что смена власти в стране неизбежно приводит к переделу сфер влияния, которое редко осуществляется без выстрелов. Хочется верить лишь в то, что смерть Георгия Кирпы, который немало сделал для развития Украины, станет в этой истории последней.