Штурмовики реприватизации [ Редагувати ]

Кампания реприватизации в Украине началась с большой неразберихи. Правительство, заявив, что реприватизировать нужно "по справедливости", на закономерные вопросы "почему?", "кого?" и "как?" ответило весьма туманно. "Почему?" - Приватизировали с нарушениями. "Как?" - Через суд. "Кого?" - Знаем, но не скажем. В общем, как реприватизацию начали, так она и пошла, не имея под собой ни юридической, ни законодательной базы.
Процесс восстановления справедливости и возвращения народу награбленного пошел споро. Помимо инициированных государственными органами пересмотров приватизационных сделок крупных промышленных объектов в судах начали скапливаться заявления и от физических лиц. В своем большинстве эти иски идентичны: истцы требуют признания недействительными договоры купли-продажи компаний, в приватизации которых они не участвовали. Требования мотивированы тем, что их права как потенциальных покупателей акций были нарушены из-за "несправедливо" сформулированных условий конкурса, что лишило их возможности принять в нем участие.
С одной стороны, граждане, обращающиеся в суд для защиты своих интересов, - это явление позитивное. С другой - такая активность в условиях нынешнего реприватизационного хаоса говорит скорее о попытках завладеть чужим достоянием, воспользовавшись юридической путаницей, что свидетельствует о том, что в Украине пришло время рейдеров.
Рейдерство, или "недружественный" захват компаний в целях дальнейшей перепродажи, присоединения или получения возможности влиять на другие компании, широко распространено в США и Европе. Мишенями этих промышленных пиратов являются открытые акционерные компании, акции которых можно свободно купить на фондовом рынке. Скупив определенное количество акций, рейдер получает возможность навязывать свою волю держателю основного пакета, что обычно приводит к смене правления и потере владельцем контроля над активами компании. Обычными методами работы рейдеров являются биржевые махинации, лоббизм, целенаправленные медиа-кампании. Такой захват происходит, пускай и вразрез с понятиями деловой этики, но вполне законными методами. Однако в Украине, вероятнее всего, приживется рейдерство российского образца, базирующееся, в первую очередь, на манипуляциях с законодательством и использовании коррумпированности судебной системы.
В российском журнале "Коммерсант. Деньги" от 21 марта опубликован материал, дающий представление об основных схемах, по которым работают российские рейдеры. В Москве, например, где в свободном обращении уже практически не осталось акций крупных компаний, рейдеры переносят свою активность в залы судов. На основании скупки акций, применения подложных учредительных документов, липовых протоколов собрания акционеров, с последующей сменой правления, и соответствующего судебного решения можно осуществить захват практически любой компании. Российские рейдеры утверждают, что неподкупных судей нет. Поэтому за определенную сумму захватчик может добиться решения в пользу миноритарного акционера, владеющего всего 0,01% акций компании и являющегося агентом "агрессора", о применении всевозможных обеспечительных мер в отношении предприятия-ответчика: например, наложить запрет на проведение собрания акционеров. Вследствие этого демарша функции управления на какое-то время переходят к захватчикам. После этого происходит смена правления, а на основании поддельных документов о смене состава учредителей и реестра акционеров можно получить новое свидетельство о праве собственности. Новый собственник, имея соответствующее постановление судьи о передаче власти на предприятии, получает доступ к материальным активам, и пока законный владелец будет доказывать свою правоту, компания будет либо перепродана, либо разорена. Кроме того, вынесение постановления, например, об аресте основного пакета акций компании на основании заведомо фальшивых документов, фактически не имеет для судьи никаких последствий, поскольку проверять их подлинность не в его компетенции. По нынешним расценкам "100 тыс. долларов обеспечат не только принятие судом любого "отмороженного" решения, но и "вылет в любую точку страны группы судебных приставов в составе 10 человек плюс физзащита", утверждает Андрей Тюкалов, партнер компании-рейдера "Русский проект". Можно, конечно, обжаловать судебное решение. Однако при существующих в приватизационном законодательстве прорехах, на которых играют рейдеры, процесс этот может стоить много времени и денег и в итоге окажется безрезультатным. Как отмечают российские специалисты, в последнее время захваты компаний становятся все более агрессивными, с применением шантажа, давления, с наймом силовых групп для введения в исполнение судебного решения, которое опять-таки может оказаться фальшивым.
Украина в данный момент является удобной сценой как для опробования российских "рейдерских" схем, так и отработки новых, отечественных. Первым "рейдером" в Украине стал российский бизнесмен Константин Григоришин, которому принадлежат акции ряда облэнерго и предприятия в Запорожской области. Он не скрывает, что его действия направлены против его бывшего партнера по бизнесу - Григория Суркиса. Методы борьбы Григоришина - классическое "рейдерство". Так, 15 февраля по решению Дарницкого суда Киева был удовлетворен иск физического лица, не связанного с "Прикарпатьеоблэнерго", о прекращении полномочий председателя правления компании Александра Бубена. При этом, как сообщает представитель компании "Укрэнергоконсалтинг", осуществляющей юридическую поддержку данного облэнерго, компании-акционеры "Прикарпатьеоблэнерго", контролируемые Григоришиным, направили письма всем членам наблюдательного совета об их отзыве и назначении новых. После этого здание облэнерго было блокировано бойцами спецподразделения "Альфа" для приведения в исполнение решения Дарницкого суда.
Список зарождающихся украинских "рейдеров", вполне вероятно, возглавит группа "Приват", которая активно осваивает механизм захвата предприятий через иски физических лиц, оспаривающих законность приватизации. Наиболее показательным является пример судебного разбирательства по делу Никопольского завода ферросплавов. 25 июня 2003 года Коммунарский райсуд Запорожья удовлетворил иск пенсионерки Овчинниковой, оспорившей законность договора купли-продажи 25% пакета акций Никопольского завода ферросплавов между ФГИ и промышленно-финансовой группой "Приднепровье". Пенсионерка утверждала, что сделка между ФГИ и консорциумом не может считаться законной на том основании, что за приобретенный по цене 205 миллионов гривен пакет акций завода Приватбанк "публично сообщал о своей готовности купить указанный пакет за 540 миллионов гривен, а в случае если состоятся аукционные торги - за 810 миллионов гривен". При этом под словосочетанием "публично сообщал" имеется в виду выступление представителя Приватбанка Александра Дубилета по телевидению.
Темой отдельной статьи также могут стать совместные действия Григоришина и "Привата" в процессе овладения акциями Запорожского завода ферросплавов.
Впрочем, одним из наиболее успешных украинских рейдеров может стать само государство в лице Валентины Семенюк, главы специальной комиссии по вопросам приватизации. В настоящее время г-жа Семенюк, известная сторонница национализации и реприватизации, является самым вероятным претендентом на пост главы Фонда госимущества с правом пересмотра практически любой приватизационной сделки. Уже сегодня Валентина Семенюк оспаривает в суде результаты приватизации целого ряда предприятий. Причем слушания проходят в Печерском районном суде Киева, знаменитом тем, что по делу "Криворожстали" он умудрился принять решение противоположное своему собственному предыдущему решению. Да и вообще, независимость украинского правосудия - довольно спорное явление. Так что, если Валентина Семенюк станет главой ФГИ, украинские суды без дела не останутся.
Как утверждают российские рейдеры, "любое предприятие, приносящее прибыль своим владельцам, является потенциальным объектом для поглощения". Однако в условиях нынешней приватизационно-реприватизационной неразберихи это утверждение должно звучать скорее так: "любое предприятие является объектом для поглощения".