Торговля детьми: украинский вариант [ Редагувати ]

Проблема торговли детьми остается актуальной в Украине. Время от времени появляются сообщения в СМИ об очередном скандале, связанном с этой проблемой. Десятки, если не сотни детских судеб калечатся ежегодно в нашей стране, и никакая статистика никогда не признает этого. Потому что это проблема бедности. А этот недуг все-таки порочен и несет в себе опасность потерять свое достоинство в сетях современного рабства.
Согласно международному праву, торговля детьми - это преступление, в состав которого входит перемещение детей и их эксплуатация. Эта подобная рабству практика все еще имеет место на всех континентах. Она заключается также в нарушении прав детей и превращает их в товар, который можно продать, купить, переместить и перепродать в целях сексуальной эксплуатации, работы в домашнем хозяйстве, попрошайничанья или для использования их для работы, например, на плантациях, строительных площадках, шахтах, в производственных цехах, в которых действует потогонная организация труда, в других формах занятости или в бизнесе развлечений. В некоторых регионах мира детей продают для их применения в вооруженных конфликтах.
Торговля людьми - это не обособленный акт; это комбинация или ряд событий, имеющих место в общине, в которой живет ребенок, в транзитных пунктах и в месте назначения.
Передвижение ребенка может быть добровольным или принудительным и происходить внутри страны или за ее пределами. Эксплуатация может иметь место в начале, в середине или в конце процесса продажи (или, наоборот, на нескольких этапах). Другими словами, если имеет место перемещение ребенка и его эксплуатация, - это факт продажи. И те, кто вносит вклад в это, - вербовщики, посредники, поставщики документов, перевозчики, коррумпированные функционеры, работодатели и поставщики услуг - все они торговцы детьми.
В настоящий момент наиболее полное определение торговли людьми дает "Протокол по пресечению торговли людьми, особенно женщинами и детьми", дополняющий Конвенцию ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью. Протокол является основным современным документов, направленным на борьбу с этим преступлением. Он определяет торговлю людьми как:
Осуществление с целью эксплуатации: вербовки, перевозки, передачи, сокрытия или получения людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, или путем подкупа в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, которое контролирует другое лицо.
Статья 149 Уголовного кодекса Украины содержит иное определение торговли людьми:
Продажа, другая оплатная передача лица, а также осуществление относительно него какого-либо незаконного соглашения, связанного с законным или незаконным перемещением с его согласием или без через государственную границу Украины для дальнейшей продажи или другой передачи другому лицу с целью сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе, втягивание в преступную деятельность, вовлечение в долговую кабалу, усыновление (удочерение) в коммерческих целях, использование в военных конфликтах, эксплуатация его труда.
Вербовщики поставляют "товар" на рынок торговли людьми. Их доходы напрямую зависят от количества людей, которых удастся переправить за границу. Как правило, они осведомлены о том, что в реальности ожидает человека в стране назначения.
В настоящее время случаи нелегального пересечения украинской границы в основном связаны с попытками провоза через границу несовершеннолетних, легальное пересечение границы для которых без сопровождающего родственника невозможно. Известны случаи, когда 13-15 летним девочкам делали фальшивые паспорта, в которых было обозначено что им по 18 лет. Часто паспорта вообще не оформляют несовершеннолетним. Их перевозят через границу в багажнике или салоне машин, на крышах поездов и так далее.
Ключевые факторы , повышающие уязвимость детей и вовлекающие их в торговлю
Факторы предложения:
- бедность и необходимость зарабатывать на жизнь или помогать семье;
- стремление к лучшей жизни;
- незнание или непонимание детьми, родителями и лицами, заботящимися о детях;
- отрицательных последствий, которые могут сложиться для детей, покидающих семью ради работы;
- отсутствие школ или средств для оплаты образования;
- недооценка родителями или детьми ценности образования;
- насилие в семье и прочие отклонения;
- политические конфликты или природные бедствия, разрушившие национальную экономику;
- традиция миграции в поисках работы, земли или пропитания;
- традиция переселения сельских детей к городским родственникам;
- гендерная дискриминация;
- принадлежность к маргинальной этнической группе или к подчиненной касте
Факторы спроса:
- спрос на дешевый труд мигрантов;
- масштабы туристического сектора в родной стране ребенка и в соседних странах;
- развитие секс индустрии в стране и на международном уровне;
- отсутствие законов или слабый надзор за внедрением законов и правил, касающихся торговли детьми
Усыновление (удочерение) в коммерческих целях
Усыновлением (удочерением) является оформленное специальным юридическим актом принятие в семью несовершеннолетнего ребенка на правах сына или дочери.
Ст.101 "Понятие усыновления (удочерения)" Кодекса о браке и семье Украины в редакции Закона Украины, принятого Верховным Советом Украины 30.01.96 /96 ВР
Усыновление (удочерение) в коммерческих целях другими словами можно определить как "торговлю детьми". Именно в связи с фактами продажи сирот за границу с целью усыновления связано возникновение статьи против торговли людьми в Уголовном кодексе Украины.
Наиболее яркими примерами торговли детьми из Украины, которые заставили законодателей принять закон против торговли людьми, являются случаи продажи новорожденных из родильных домов. Расследования этих случаев показали, что за период 1992-1994 годов директора нескольких медицинских учреждений были вовлечены в процесс продажи детей.
В 1992 году в Тернопольской области осуществлялось криминальное расследование по случаю, когда 124 ребенка-сироты были вывезены на оздоровление в США и 56 из них не вернулись в Украину.
За 2002 год около 30 дел было возбуждено по факту применения действий, описанных в 149 статье УК Украины по отношению к несовершеннолетним. Дела касались использования несовершеннолетних в попрошайничестве и порнобизнесе.
Статья 169 действующего Уголовного кодекса предусматривает наказание за незаконные действия относительно усыновления (удочерения)
Процесс усыновления регламентируется главой 14 действующего Кодекса о браке и семье "Порядком передачи детей, являющимися гражданами Украины, на усыновление гражданами Украины и иностранными гражданами и осуществления контроля за условиями их проживания в семьях усыновителей", утвержденного Кабинетом Министров Украины 20 июля 1996 года (# 755) и другими нормативно-правовыми актами. Согласно этим документам, контроль за процессом усыновления возложен на органы опеки та Центр усыновления детей при Министерстве образования и науки Украины. Центр проводит учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляет проверку поданных документов на лиц, которые изъявили желание усыновить ребенка и направляет эти документы на рассмотрение суда.
В соответствии с действующим законодательством Украины, единственным органом, который принимает окончательное решение об усыновлении ребенка, является городской, районный суд.
Основное внимание при подборе усыновителей в первую очередь уделяется гражданам Украины, в то время как усыновление украинских детей иностранцами производится в случаях, когда исчерпаны все возможности относительно усыновления, взятия под опеку этих детей в семье граждан Украины и если эти дети пребывают на учете в Центре не менее одного года.
Ответственность проверки условий жизни детей, усыновленных иностранцами возложена на Департамент консульской службы МИД Украины. К сожалению, исполнение контрольных функций консульскими учреждениями Украины за границей, остается на сегодняшний день пустой формальностью, так как представительства не имеют необходимого финансового обеспечения для соответствующих судебных исков, адвокатского обеспечения, поездок на место проживания усыновленных детей и т.п. В результате, на 1 апреля 2002 года на консульский учет не было поставлено 1168 усыновленных иностранцами детей. Очевидно, что при отсутствии контроля за судьбой детей они могут использоваться своими приемными родителями в корыстных целях.
По данным Центра по усыновлению при Министерстве образования и науки Украины, только за 2002-2002 годы иностранными гражданами усыновлено 4872 украинских детей-сирот. Анализ оперативной информации свидетельствует о многочисленных нарушениях существующего порядка усыновления украинских детей. Так, несмотря на запрет о посреднической коммерческой деятельности относительно усыновления, ее существование стало объективной реальностью. Правовая нерегулируемость деятельности субъектов международного усыновления приводит к тому, что отдельные посредники вступают в сговор руководством родильных домов и домов ребенка, а также с должностными лицами медицинских учреждений и представителями местных государственных администраций, с целью оформления здоровым детям несуществующих заболеваний, что согласно Приказу # 2 Министерства здравоохранения, предоставляет право на их усыновление иностранными гражданами.
Так, в 2001 году СУ УМВС Украины в в Херсонской области возбуждено уголовное дело в отношении преступной группировки с международными связями, в состав которой вошли должностные лица Херсонского областного дома ребенка, которые с целью незаконного усыновления украинских детей-сирот гражданами США, в сговоре с врачом-генетиком областного диагностического центра оформили детям несуществующее заболевание, что предоставило право на их усыновление иностранцами. На основе поданных медицинских заключений, в октябре 2001 года районным судом г. Херсона было вынесено решение об усыновлении обозначенных детей.
За период с 1999 по 2002 год на территории Украины было возбуждено всего 5 уголовных дел, по признакам преступления, предусмотренного ст. 169 УК Украины (незаконные действия относительно усыновления (удочерения)), что не отображает реального количества нарушений действующего законодательства Украины.
Вопросы, связанные с усыновлением, в особенности с международным, - тема очень непростая и деликатная. С одной стороны, при существующем ныне в Украине демографическом кризисе "экспорт" детей за рубеж - явление вроде бы негативное. С другой, особых очередей среди соотечественников, желающих усыновить сироту, не наблюдается. Условия содержания в детдомах и интернатных учреждениях, как известно, оставляют желать много лучшего. Международное усыновление для таких детей нередко оказывается единственным шансом получить право на нормальную жизнь.
Однако почти во всех странах, практикующих усыновление за рубеж, рано или поздно поднимается волна скандалов, связанных с нарушением процедуры и злоупотреблениями в этой области. Не стала исключением и Украина. О ситуации, сложившейся вокруг Государственного центра по усыновлению, в отношении сотрудников которого в январе 2003 года было возбуждено уголовное дело по статье 169 УК.
Согласно украинскому законодательству, в Центре по усыновлению иностранный усыновитель должен лично выбрать по анкете ребенка, лично с ним познакомиться и присутствовать в суде, где будет вынесено решение об усыновлении. Документы иностранного кандидата в усыновители на рассмотрение в Центр могут принести и так называемые доверенные лица. Нередко они оказывают и другие услуги, помогая за определенную плату выбрать более здоровых детей и ускорить процедуру усыновления. Не секрет также, что, несмотря на правовые запреты предоставлять информацию, работники интернатных учреждений это делают, хотя посредническая, коммерческая деятельность при усыновлении детей в Украине запрещена.
В последнее время Генпрокуратура неоднократно отмечала, что "в Украине почти совершенное законодательство по усыновлению" и торговли детьми нет, а есть торговля информацией о детях. Обмен такой информацией между Государством происхождения и Государством принимающим фактически и предусматривает ст.9 Гаагской конвенции. Проблема заключается в том, что сведения о детях, подлежащих усыновлению, согласно украинскому законодательству, являются конфиденциальными.
В соответствии со ст.14 конвенции, лица, постоянно проживающие в Договаривающемся государстве, которые желают усыновить ребенка, постоянно проживающего в другом Договаривающемся государстве, обращаются в Центральный Орган государства своего постоянного места жительства. Однако в силу того, что Центральные Органы ряда государств часть своих полномочий передали ассоциациям по усыновлению, а некоторые государства либо еще не присоединились к конвенции, либо не создали подобного Центрального Органа, полномочия по рассмотрению заявлений заинтересованных лиц, желающих усыновить ребенка, иностранным законодателем предоставлены либо административному органу, либо ассоциации, занимающейся усыновлением, либо суду.
Например, в США, куда Украина "экспортирует" наибольшее количество детей, не существует какого-либо общефедерального органа, регулирующего национальное и международное усыновление. Вопросы, связанные с усыновлением, решаются в основном на уровне штатов и графств, где ими занимаются местные управления (администрации) по социальным вопросам, в рамках которых действуют специальные отделы по делам семьи, правам ребенка и т.п. В ведение последних входит как оказание помощи в усыновлении детей-сирот, так и лицензирование коммерческих и бесприбыльных агентств, занимающихся этой проблематикой. Лицензия обычно выдается на один год, и ее обладателями являются 4 тысячи таких организаций. Вследствие различий в законодательстве штатов предъявляемые контрольными органами требования к агентствам также могут иметь существенные различия. В последние годы международное усыновление значительно коммерциализировалось и превратилось в довольно доходный бизнес: в условиях, когда усыновление больного ребенка в США обходится американцам в 10-20 тысячи долларов, за здорового они готовы заплатить до 100 тысяч долларов.
Материалы по практическому применению Гаагской конвенции в разных странах свидетельствуют, что проблема гонораров актуальна для всех стран-подписантов. И принимаемые ими время от времени рекомендации, касающиеся прозрачности процедур взимания средств за усыновление, ощутимых результатов не приносят. Злоупотребления, нарушения процедуры усыновления, торговля детьми по-прежнему остаются актуальными. И не только для стран происхождения (таких как Румыния, Перу, Филиппины, Венесуэла, Буркина-Фасо, Шри-Ланка), но и для принимающих (например, США, Италии, Испании).
Учитывая наши условия и менталитет, когда мы умудряемся обходить даже кажущиеся совершенными законы, присоединение к Гаагской конвенции приведет к еще большей криминализации процесса. Поскольку пресловутая ст.32 конвенции, предусматривающая выплату разумных профессиональных гонораров лицам, принимающим участие в процессе усыновления, может оказаться для некоторых просто-таки Клондайком. К тому же, что значит "разумные"?
Ирина Кучерина, бывший начальник отдела надзора за соблюдением прав несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Украины, заметила, что у детей из интернатных учреждений плохая наследственность, "заложенная на генетическом уровне". "Поэтому принятие конвенции и даже 32-й статьи никому не угрожает. Мы сейчас очень много говорим о легализации доходов, полученных незаконным путем. Так вот конвенция и обеспечит легализацию доходов фирм-посредников, которые действуют на территории нашего государства с 1996 года".
При этом, однако, шансы украинцев, желающих усыновить ребенка, значительно уменьшатся, поскольку слишком многим заинтересованным лицам выгоднее будет отдавать сирот для усыновления за рубеж. Каждый год цифра международных усыновлений будет увеличиваться, а украинских - уменьшаться. Так происходит, например, в России, присоединившейся к Гаагской конвенции, о чем упоминали участники "круглого стола". По данным Национальной службы информации об усыновлении и удочерении США, в 1997 году только американскими гражданами в России было усыновлено 3816 детей, в 2000-м - 4348, а в 2002-м - 4939 детей (второе место после Китая - 5053). Украина в 2002 году заняла пятое место по "экспорту" детей - 1106.
По оценкам бюро консульских связей госдепартамента США, география усыновлений объясняется в первую очередь особенностями законодательств соответствующих стран. Чем сложнее вывезти ребенка из страны, тем реже этим занимаются американцы. Многие государства Африки и Ближнего Востока вообще запрещают усыновление своих детей иностранцами. Этой же политики придерживается большинство государств Западной Европы.
Безусловно, для многих украинских детей усыновление иностранцами является единственным шансом получить право на нормальную жизнь. Однако ситуация с рождаемостью в Украине сейчас крайне неутешительна. И государство просто обязано дать приоритет отечественным усыновителям. Это предусматривает и Конвенция ООН по правам ребенка (1989 год), к которой присоединилась Украина: кандидатом на международное усыновление ребенок становится лишь тогда, когда все возможности усыновить его на родине исчерпаны. Об этом же, впрочем, говорит и Гаагская конвенция.
За 6 лет в Украине через Государственный центр усыновления иностранцы усыновили более 8,4 тысяч детей. Как выяснилось, о судьбе более 4 тысяч из них в Центре усыновления отсутствуют какие-либо данные.
Бывают случаи, когда детей продают прямо из роддома, при этом матери говорят, что ребенок умер. В основном, заказчики из-за границы, которые могут выложить солидную сумму за такую "спецоперацию". Один такой случай, связанный с торговлей детьми в Украине, был зафиксирован правоохранительными органами летом прошлого года в Донбассе. Прокуратура Донецкой области расследовала уголовное дело относительно заведующего родильным отделением Макеевской городской больницы # 2 по подозрению в похищении младенца и попытке его продажи за 500 долларов.
Несколько лет назад подобное было зафиксировано во Львовской области, где подозревалась целая группа врачей.
В роддомах, где зарплаты стабильно невысокие и не покрываются даже традиционными "родовыми поборами", будет существовать риск торговли младенцами.
Порнобизнес
На сегодняшний день Министерством внутренних дел Украины зарегистрировано несколько фактов торговли людьми с целью использования в порнобизнесе. Опыт работы общественных организаций во многих странах мира также показывает, что такие преступления в совокупности с торговлей людьми имеют место. Например, известен факт принуждения украинской женщины к вступлению в половой акт для дальнейшего размещения фотографий на порнографическом сайте. Часто фотографии и видеосъемки подобного рода делают помимо воли человека, для шантажа человека и установления контроля над ним.
Еще одним примером может быть дело, возбужденное в отношении гражданина Германии, который организовал деятельность подпольной киностудии по производству порнографических фильмов. Для съемок в фильме в Приднестровье набирались девочки в возрасте 10 - 15 лет. Не исключено, что среди них могли быть и украинки. Родителям говорили, что девочки будут сниматься в рекламных роликах и те беспрепятственно отпускали своих чад. Следствием установлено, что из Украины было вывезено до 40 тонн пленки с порнографической продукцией.
В Украине также используют детей в порнобизнесе, в основном девочек в возрасте 10-18 лет. Не всегда их вывозят из страны. Чаще их обманным путем заставляют сниматься в откровенных фотосессиях или, что еще хуже, принуждают заниматься проституцией. В 2004 году в Киеве прикрыли такую "фотостудию", которая еще и транслировала онлайн в интернете порносцены.
Бывают случаи похищения детей на улицах или покупка у бедных, но многодетных родителей. В 1998 году в Закарпатье была раскрыта группа преступников, которые воровали детей. Киднепперы захватывали несовершеннолетних детей прямо на улице. Через некоторое время перевозили на железнодорожную станцию "Мукачево", где сообщники поездом "Москва-Чоп" доставляли малышей во "всесоюзный табор" по распределению детей - подмосковную станцию "Обухово". Здесь жертвы постигали премудрости своей будущей "профессии": детей от 2 до 5 лет обучали попрошайничеству, старших учат красть, а наиболее здоровых использовали как доноров различных органов.
Три принципиальных момента продажи детей за границу
Первый: Объектами преступных посягательств становятся младенцы и дети до 3 лет, а покупателями выступают бездетные пары.
Второй: имеются случаи не только "очной" продажи младенцев, но и, скажем так, "заочной". В частности, примеры переправки в США беременных женщин, которые рожали детей за океаном и за определенную плату оставляли их в роддоме. Среди посредников подобного рода торговли зачастую выступают сотрудники женских консультаций и роддомов, которые ищут беременных женщин, желающих отказаться от ребенка, или уговаривают их сделать это. Продажа каждого ребенка приносит дельцу около 15 тысяч долларов, из которых роженице достается лишь одна седьмая часть. Такая практика зафиксирована в России.
В-третьих, чаще всего такие преступления выявляются в связи с процедурой усыновления, однако в некоторых случаях малолетних продают пациентам, которые нуждаются в трансплантации донорских органов. Жертвами этого бизнеса становятся, как правило, дети и бездомные люди.
Мировая реакция на проблему
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе предупреждает, что все больше детей нелегально продается за границу. Так, представители ОБСЕ заявляют, что примерно 30% всех вывезенных из юго-восточной Европы - дети младше 18 лет.
Специальный представитель ОБСЕ Хельга Конрад заявила, что эта проблема присуща всем 55 членам организации - от США до Узбекистана. Ни одно государство, сказала она, не может делать вид, что проблема торговли детьми его не касается.
Кроме того, Конрад заявила, что на глобальном рынке сексуальных услуг спрос на детей повышается из-за увеличения случаев заболевания СПИДом и ВИЧ среди взрослых проституток: "Одна из причин - это, конечно, боязнь СПИДа и ВИЧ и вера в то, что если в мир сексуальных услуг будут втянуты дети, то это будет безопаснее, что само по себе чудовищный бред, а также кошмарное и жуткое нарушение прав и достоинства человека".
Государственный департамент США в своем докладе о торговле людьми отметил увеличение объема торговли детьми, особенно сиротами, в Украине в 2003 году. "За прошлый год в Украине выросли объемы торговли детьми, особенно сиротами", - говорится в документе.
Согласно докладу, Украина относится к странам, которые еще не обеспечили соответствие минимальным стандартам борьбы с торговлей людьми, но прилагают для этого значительные усилия. Украина является страной, выходцы из которой подвергаются эксплуатации.
Использованы материалы: Ластрада-Украина, "Контракты", AED.org.ua, "Моноколь".