Александр Ройтбурд: Глупо строить для Одессы сценарий ЛНР [ Редагувати ]

Как не пытались в Одессе дестабилизировать ситуацию: устраивали теракты, взрывали офисы политических партий, а Одесса остается украинским городом, в котором сочетаются и памятники Екатерине, и аллея Небесной сотни.
Одесса настолько мультикультурна, что строить в ней сценарии ЛНР и ДНР глупо, она всегда останется частью Украины, такое мнение в интервью изданию Meduza высказал Александр Ройтбурд, известный художник.
- Одесса до начала раскачки шарахалась от крайностей с обеих сторон. Никогда здесь ни русский, ни украинский национализм не имел большой поддержки.
Сейчас произошла некоторая поляризация. Иногда эта трещина проходит по старым дружбам, по человеческой близости. Среди моих знакомых большинство на стороне здравого смысла, а здравый смысл - это проукраинская позиция, и она необязательно должна быть радикально националистической.
Ну, конечно, Одесса - это город, где 95% населения говорит по-русски, включая радикальных украинских националистов. Впрочем, это не совсем русский, а его диалект вроде American English.
Одесса была теснее связана с русской культурой, чем с украинской. Тем не менее, нельзя сказать, что Одесса - русский город. Здесь этнические украинцы составляли большую часть населения.
Одесса вообще опровергает стереотип русского города. Этот город такой же русский, как Нью-Йорк - английский. Это город, созданный как плавильный котел, это город, который, будучи имперским проектом, был откровенно антиимперским по духу. Это была маленькая Европа. То, что планировалось сделать из Петербурга, стихийно получилось в Одессе.
Кроме того, Одессу основали и строили эмигранты - французские, итальянские экспаты. Первый русский отец города - граф Воронцов - по-английски говорил лучше, чем по-русски, родился и вырос в Англии. Только где-то со второй половины XIX века город русифицировался, а начиная с конца XIX века стал еврейским.
Достоевский в своем дневнике писал: "В Одессе нынче, как в Вене, все жиды". Между мировыми войнами чуть ли не 40% населения Одессы составляли евреи, но потом от 110 до 150 тысяч евреев были убиты только в результате Холокоста.
Есть часть интеллигенции, которая воспринимает виртуальную угрозу украинизации как нашествие варваров. Она любит русскую культуру и боится, что ее этой культуры лишат.
Я такой угрозы не вижу, хотя я сам люблю русскую культуру. Такое отношение к украинской культуре - это следствие ее незнания, а ее незнание - это следствие абсолютно бездарной гуманитарной политики государства Украины.