Сирийские беженцы в Ливане строят плоты для побега в Европу [ Редагувати ]

Ливан. Страна, граничащая с Сирией. И рекордсмен по приему беженцев оттуда. Что сегодня там происходит, и как там реагируют на вмешательство российской армии в сирийский конфликт?
Смотрите эксклюзивный материал корреспондента "Подробностей" Романа Бочкалы.
Если бы сирийским беженцам пришлось выбирать столицу, ею бы стал Бейрут. Раньше они бежали от Асада и боевиков, теперь еще и от авиаударов России.
"Мы против Путина! Кто ему позволил бомбить нашу страну! Мы, народ Сирии, не давали такого права!" – говорит сирийский беженец Моханнад.
Ливан и сам еще не забыл, что такое война.
В Бейруте сирийские беженцы живут не только под мостами, но и в гостиницах. Ведь среди них достаточно и состоятельных людей. Поэтому найти свободные номера за умеренную плату нам оказалось непросто.
По подсчетам ООН, в Ливане 1 миллион 100 тысяч сирийцев. А неофициально эта цифра приближается к 2 миллионам. А если учесть, что всего в Ливане проживает 4,5 миллиона человек, то только представьте, сейчас каждый третий житель страны - это беженец.
Но есть в Ливане и те, кто действия Путина поддерживает. А именно - Хезболла. Эта военно-политическая организация, во многих странах признанная террористической, активно воюет на стороне сирийского режима.
По сообщениям местных СМИ, именно армия Хезболлы составляет наземный компонент российской военно-воздушной операции.
Едем в горы. Из-за бесконечных проверок пробки. Мы находимся в долине Бекаа, город Захле. Внешне здесь все абсолютно спокойно, но время от времени происходят теракты.
Чтобы было понятно, до города Арсал, захваченного боевиками фронта Ан-Нусра всего лишь 30 километров. А до границы с Сирией вообще рукой подать. Регулярно с той стороны на территорию Ливана проникают террористы и нередко под видом беженцев.
Для сирийских банд-формирований Ливан своего рода курорт. Здесь можно перевести дух после боев и запастись оружием. Во время рейдов власти Ливана не раз выявляли террористов в этом селении. Просим старейшину разрешить снимать.
Отношение к журналистам разное. Вот здесь нас рады видеть, угощают традиционным кофе.
Джамиль из Идлиба. Всю неделю его родной город бомбила российская авиация. О политике мужчина говорит неохотно, тщательно подбирая слова.
"Я не понимаю, зачем Путин нас бомбит? У нас нет никакого ИГИЛа. Террористами называют любого, кто не согласен с действиями официальных властей. Так что же теперь, бомбить всех несогласных?" – прокомментировал сирийский беженец Джамиль.
В отличие от соседней Иордании, где сирийские беженцы живут в лагерях, здесь в Ливане их стараются расселять по домам, чтобы переселенцы быстрее адаптировались к новой жизни. Но адаптация, мягко говоря, буксует. Устроиться на работу практически не реально.
"Все что нам остается - копаться в отходах. Прожить на пособие $13 в месяц просто невозможно", - жалуется беженец Халид.
Халид ведет нас в свое жилище. У него жена и двое детей.
"Вот посмотрите! Пустые тарелки! Ничего нет! Я не знаю, чем сегодня кормить детей! И мне стыдно за то, что я ничего не могу поделать", - жалуется беженец Халид.
А вот у Ахмада 14 детей и сразу две жены. Но мужчина не жалуется. Ему удалось организовать торговлю овощами, и он безбедно содержит семью.
"Это правда! 7 мальчиков и 7 девочек. И я еще не решил, останавливаться ли на достигнутом", - комментирует сирйиский беженец Ахмад Хариб.
Ахмад из сирийского города Ракка. Вот там действительно бушует ИГИЛ.
"Я за Россию и за Асада! Начало боевых действий против ИГИЛ дарит надежду, что террористы покинут мой город", - высказывает свое мнение сирйиский беженец Ахмад Хариб.
Дети Ахмада ходят в школу. Это село считается благополучным. Совсем другая ситуация в этой деревне.
А этим двум мальчикам нужна не столько школа, сколько срочное леченее. Они совершенно ослепли. Как и эта девочка.
В агентстве ООН по делам беженцев бьют тревогу: количество сирийцев, желающих покинуть родную страну, достигло угрожающих масштабов.
"Мы наблюдаем усиление эскалации в Сирии. А впереди зима. Уже сейчас можно смело предположить - она будет самой сложной с момента начала сирийского конфликта", - прокомментировал представитель Агентства ООН по делам беженцев в Ливане Мирель Жерар.
Впрочем, зимовать в Ливане многие беженцы не собираются.
"Мы хотим убежать отсюда. Наша цель - Европа. Главное - переплыть море", - говорит старейшина Ибрагим Даруиш.
Средиземное море дарит им шанс и надежду. Ведь на том берегу находится Европа, в которую почти каждый из них мечтает попасть.
"Я строю плот. На нем я собираюсь плыть дальше. Ведь такое существование больше невозможно терпеть", - рассказывает мальчик.
Ситуация в Сирии накалилась до предела. Ливан фактически закрыл границу. Сирийцы, которые не успели покинуть страну, оказались заложниками большой геополитической игры, которая, кажется, только набирает оборот.