Прокуратура подозревает в дезертирстве 5 тысяч экс-военных из Крыма [ Редагувати ]
На второй план уходят события, с которых и началась новая эра украинской политики. Два года назад, когда эмоции зашкаливали, когда страх войны был новым чувством украинцев - из Крыма выводили войска. Вся страна за этим следила.
Наш корреспондент Елена Механик тогда побывала сразу в нескольких военных частях. Видела, как уходили военные. Она встретилась с ними сейчас и выяснила, что им сегодня явно не до политики, впрочем, как и политикам до них.
Они служили под одним флагом. Теперь - под разными. Тест на верность во время аннексии из 20 тысяч крымских военных сдали только чуть больше 3.
Они вышли с полуострова на материк. Но за первый год армейские ряды крымчан еще поредели.
С полковником Бедзаем мы впервые встретились в Крыму два года назад. Аэродром Сакской авиационной морской бригады уже был захвачен. Российские военные заблокировали диспетчерский пункт и требовали сдаться.
"Я спросил, на каком основании я должен сдавать оружие, если мы не ведем войну. Он не смог ответить. Сказал, у него приказ и он обязан его выполнить".
Мы были первыми, кто тогда показал эти кадры. Их сняли сами военные. Один за другим поднимаются вертолеты.
Это один из тех вертолетов, которые наши летчики в марте 2014 увели из под самого носа оккупантов. Их не остановила ни блокада, ни плохая погода, ни угроза жизни. Перелет на материк был единственным верным решением.
"Мы попали в туман всей группой. Это было довольно опасно, потому, что мы друг друга не наблюдали и расстояние между вертолетами было небольшое. Мы могли просто столкнуться в воздухе", - говорит Роман Сидоров, летчик.
Героический спецманевр сохранил для украинской армии - семь вертолетов и три самолета. Это они. В Николаеве. А вот сами герои на материке остались не все.
"Четверо человек из тех, которые участвовали в этой операции, сейчас не служат в Вооруженных силах Украины. - Служат в другой армии? - Да. Трое остались там сразу и один, практически, через месяц после того, как мы вышли сюда в Николаев, уволился и вернулся в Крым", - говорит Игорь Бедзай, командир 10 морской авиационной бригады Вооруженных Сил Украины.
В Генштабе правду не скрывают. Увольнения крымских военных после выхода на материк были. Вот только пример этой Сакской бригады.
"Из 300 военнослужащих, которые вышли на материковую часть Украины 32 военнослужащих приняли решение, уволились и вернулись в родные дома в Крым", - говорит Владислав Селезнев, начальник пресс-службы Генерального штаба Украины.
А в эту часть морской пехоты два года назад сразу попасть у нас не вышло.
Боевые БТРы в Феодосии тогда стояли готовые к маршброску. Но не было команды.
"Никакой боевой техники нам не дали вывезти. Только колесная техника - вы можете видеть только старого образца машины", - говорит морпех Андрей.
Он родом из Севастополя. Один из немногих крымчан, кто продолжил служить в украинской армии.
"Мои родственники некоторые остались в Крыму - моя тетя, мой дедушка, которые настаивали всячески, чтобы я остался в Крыму, но я не мог так поступить".
Говорит, по ту сторону - бывших друзей осталось немало.
"Делили кашу на полигоне. А тут буквально неделя и все отношения прерываются. Они заблокировали свои аккаунты, поменяли почту, телефоны соответственно тоже поменялись. Если честно, я думаю это страх. Их все время проверяют спецслужбы и подозрительно к ним относятся соответственно тоже.
Поэтому они боятся, чтобы их не выгнали с работы, со службы новой", - говорит Андрей Скаржинец, заместитель командира роты.
Из Феодосии в Николаев вышла половина личного состава первого отдельного батальона морпехов. Среди тех, кто уволился уже здесь - на материке - в основном крымчане.
"Мы их не осуждаем. Это нормальный момент. У каждого есть семья. Каждый человек стремиться быть поближе к ней. Они там не служат, информация по ним есть", - говорит Тарас Семкив, заместитель начальника штаба 1 отдельного батальона морской пехоты.
Есть информация и по тем, кто изменил присяге.
"По нашей информации в их личных делах стоит печать с буквой "и"- изменник Родины. - А эти личные дела находятся где? - В Российской Федерации. - Они не вывозились? - Нет. Мы вывезли только те дела, которые успели вывезти - в первую очередь тех, кто выходит, чтобы не было риска для их семей", - говорит Тарас Семкив.
Пять тысяч дел. Столько фигурантов расследования военной прокуратуры Южного региона. Статья "дезертирство". Одного из них уже задержали на границе с Крымом. Приговор - 8 лет. 40 офицерских чинов обвиняют в "госизмене".
"Бывшие заместители командующего ВМС. Они все находятся в розыске. Принимаются дипломатические меры. Другой меры процессуальные, однако, говорить о безусловной экстрадиции и доставку в Украину этих лиц пока не представляется возможным", - говорит Валерий Кривонос, полковник юстиции, заместитель военного прокурора Южного региона Украины.
Командир тактической группы "Крым" своих не предал. На материк выводил не только свою часть.
"Звонит мне подруга, которая с той части говорит, что мне делать? Я не хочу заступать на дежурство под российский флаг и под российский гимн", - говорит Тамара.
"Я позвонила своему командиру, говорю, Юрий Николаевич, вот такая ситуация, вы могли бы чем-то помочь? Он говорит, пусть ваша подруга забирает свои вещи, свое личное дело и едем к вам".
Мы были в этой части в 2014. Накануне 8 марта никто не мог поверить, что вечером часть возьмут штурмом. А заодно и нападут на съемочные группы "Интера".
"Очень было страшно. Особенно, когда знали, что вот там на КПП захватывают нашу часть".
"Друзей осталось очень много. Особенно тех, с кем плечо к плечу несли боевые дежурства. Есть такой важный момент, может это сейчас покажется таким наивным, что военная присяга дается один раз. И все-таки одной стране".
На новом месте пришлось все начинать с нуля. После Севастополя приспосабливаться жить в общежитии без особых удобств.
"Там у меня была двухкомнатная квартира, а здесь такая маленькая комнатушечка. Шкаф Б/У, но хоть что-то. Тумбочка тоже где-то там найдена".
Они все привыкают к новой жизни. И летчики из Сакской бригады.
"Ребята все умеют у нас. Утром летают - вечером строят".
И феодосийские морпехи.
"Этот автомобиль вышел из Крыма обшить броней. Да, возможно, мы проиграли эту битву - это было очень подло со стороны России, но мы не проиграли войну".
Привыкают к жизни без Крыма. На чужих аэродромах, полигонах, зато со своей чистой совестью.