НАТО готовит для Украины "широкий пакет помощи" - Столтенберг (эксклюзив) [ Редагувати ]
Йенс Столтенберг сейчас ньюсмейкер номер один. 57-летний норвежец всю неделю не сходит с телеэкранов.
Варшавский саммит НАТО стал для Альянса переломным. Его глава - тот самый человек, от которого все ждали ответа - как может измениться теперь мир. Ну а я встречаюсь с Йенсом Столтенбергом, чтобы задать совсем другой вопрос. Может ли Украина рассчитывать на Альянс? И кто мы для НАТО, коль о членстве речь пока не идет.
Моя страна для Альянса - союзник, друг или просто сосед, который стал жертвой агрессии и нуждается в помощи?
Украина - очень близкий партнер НАТО, которого мы высоко ценим. И одновременно ваша страна - жертва агрессивных действий России: незаконной аннексии Крыма, дестабилизации Восточной Украины. И именно поэтому НАТО продолжает поддерживать вашу страну. Мы предоставляем и серьезную политическую и - практическую поддержку. Ведь для нас неприемлемо, когда нарушается международное право - то, что мы видим в Украине.
Для Киева Варшавский саммит стал шансом все изменить. Именно сейчас, когда НАТО по сути получило второе дыхание, и Украина может рассчитывать на максимальную поддержку. И должна по-максимуму воспользоваться этой возможностью. В итоге - договоренность, о том, что Киев может получить особый уровень отношений - "расширенное партнерство". И - так называемый "comprehensive package" - масштабный пакет помощи. Абсолютно реальной. Когда - как выразился украинский министр иностранных дел - "НАТО и его члены будут давать столько, сколько Украина сможет взять".
Самая обсуждаемая сейчас тема - тот самый "широкий пакет помощи". Расскажите о нем детальнее.
Комплексный пакет объединит те проекты, программы, все наши усилия, которые предпринимались ранее. Мы даем стратегические рекомендации, были созданы трастовые фонды для финансирования различных проектов, например, в сфере контроля, логистики, многих других сферах.
Но сейчас мы добавляем новые проекты. Расширяем нашу практическую поддержку - как часть этого комплексного пакета. Это и программа по разминированию, и по противодействию гибридной войне, и по стратегическим коммуникациям. Вот три важных сферы, где НАТО теперь может сделать больше для поддержки Украины, и сейчас мы будем активизировать наши действия.
Насколько я понимаю, этот пакет помощи должен в том числе помочь реформировать украинскую армию. Я верю, что с Вашей помощью украинская армия к две тысячи двадцатому году - как по плану - сможет соответствовать стандартам НАТО. Но когда это случится - страна сможет претендовать на членство в Альянсе?
Мы серьезно поддерживаем стремление Украины и украинской армии соответствовать стандартам НАТО, проходить через реформы и модернизацию. И НАТО готово помогать Украине в этом. Это важно, так как Украина сможет обороняться, противодействовать давлению извне, противостоять действиям России на Востоке страны. Но тут необходимо сказать - важной частью этих реформ является борьба с коррупцией. Она просто необходима, ведь коррупция разрушает все усилия по модернизации и усовершенствованию Вашей армии и оборонных структур.
А подавать ли заявку в НАТО - Украина должна решать сама. Если страна подаст такую заявку, она будет рассматриваться так же, как и любая другая. Это суверенное право каждой нации, в том числе и Украины, определять свой путь. И то, частью какой структуры безопасности она хочет стать.
О том, что о такой заявке Киев пока и не думает - в Варшаве откровенно сказал и Петр Порошенко. Мол, сначала - реформы, и лишь потом пусть украинцы решают, куда идти стране. Этого же мнения придерживается и мой собеседник. Украина вначале должна соответствовать стандартам НАТО, наладить взаимодействие своей армии с войсками стран Альянса, а уже потом говорить о формальном статусе.
Говоря о реформах, которые проводятся сейчас, считаете ли Вы, что мы на правильном пути, на пути, который может привести страну в НАТО?
Украина демонстрирует значительный прогресс. Я очень приветствую сильную приверженность реформам президента Порошенко, с которым встречаюсь в рамках Варшавского саммита, на встрече комиссии НАТО - Украина. Украина движется в правильном направлении! Это то, что я это приветствую. И НАТО будет продолжать помогать Украине и поддерживать ее в этих усилиях.
А поддержка в первую очередь нужна на фронте. Военная - нашим ребятам, чтобы перестали приходить "похоронки". И - политическая, стране, чтобы Минские соглашения по-настоящему заработали.
Что можно сделать, чтобы добиться прекращения огня?
Мы очень обеспокоены ситуацией на Донбассе и в Восточной Украине, так как видим постоянное нарушения режима прекращения огня. Более того, мы видим и препятствия для международных наблюдателей - в частности, из-за того, что сепаратисты сбивают беспилотники, что очень осложняет работу наблюдателей.
Единственным путем к мирному решению этого конфликта является полное выполнение Минских соглашений всеми сторонами. Соблюдение режима прекращения огня, отвод тяжелого вооружения и, конечно, также создание условий для беспрепятственной работы международных наблюдателей. Также, конечно, осуществление реформ украинской стороной и выполнение всех пунктов Минских соглашений.
Вы явно слышали об идее украинских политиков разместить на Донбасе полицейскую миссию ОБСЕ. Вы поддерживаете этот план, он может сработать?
Я считаю, что этот вопрос должны решать ОБСЕ в диалоге со сторонами Минских соглашений. Думаю, что принятие решение по этому вопросу не в компетенции НАТО. Для нас важно выполнение Минских соглашений.
Это понятно, но в случае обострения (на фронте) Украине будет сложно оказать сопротивление. В этом случае у нас не будет возможности обратиться к 5-й статье Устава НАТО, попросить о защите. Разделяете ли Вы мнение многих политиков, что пусть не НАТО, но тогда уж страны НАТО должны увеличить поддержку Украины и, возможно, поставлять летальное оружие?
И Альянс и страны, которые входят в него, много помогают Украине усилить её оборонный потенциал. Мы - консультируем. Некоторые страны НАТО - на основе двусторонних соглашений - предоставляют свою поддержку, в частности, обучают Вашу армию. Но НАТО не имеет в своем распоряжении оружия. Страны-члены Альянса должны сами решать, будут ли они поставлять Украине оружие, в том числе и летальное. Но это не тот вопрос, который решает Альянс в целом.
Из разговора с генсеком НАТО - и в кадре и за кадром - я понимаю: что происходит в нашей стране он знает отлично - до деталей. А нынешний вызов для Альянса - это его личный вызов. Сможет ли военный блок, который возглавляет Столтенберг, реализовать новую стратегию, не допустив при этом новой холодной войны. И сможет ли поддержать тех, кто просит помощи.