В ГПУ бьют тревогу: кто будет расследовать преступления чиновников [ Редагувати ]

С сегодняшнего дня прокуроры не имеют права открывать уголовные дела. Функции следствия должны перейти к Госбюро расследований, которое де-юре есть, а де-факто нет. И это при том, что Верховная Рада на прошлой неделе не продлила полномочия прокуратуры. Кто теперь будет расследовать преступления? Разбирался Александр Васильченко.
В ГПУ бьют тревогу. Уголовные дела есть, а орган, который должен их расследовать - фактически отсутствует. За полтора года конкурсная комиссия смогла выбрать только главу Госбюро расследований. В прокуратуре утверждают, теперь имеют право осуществлять лишь процессуальный контроль. Соответственно все уголовные производства - после 20-го ноября прерогатива исключительно ГБР. Это в первую очередь, преступления так называемой категории "А", совершенные правоохранительными органами и высшими должностными лицами государства.
"На цей момент ми можемо розслідувати лише старі справи, якщо в них не має категорії "А". Всі решта справ я маю розписувати на СБУ та МВС поки немає ДБР, а справи де буде, або є категорія "А" - буду передавати до НАБУ", - заявил Юрий Луценко, генеральный прокурор Украины.
Ответственность за колапс в правоохранительной системе, силовики возлагают на Верховную Раду. Дескать, парламентарии на прошлой сессионной неделе даже в повестку дня не внесли закон о возможности продления полномочий прокуратуры. Теперь фактически прекращено расследование преступлений относительно высших должностных лиц времен Януковича и приостановлены дела об убийствах на Майдане. Часть из них передадут в другие следственные органы. На это есть два года, но такая процедура затянет процесс расследования, уверен Юрий Луценко.
"З моєї точки зору це буде складно - бо вони пов'язані між собою. Крім того, справи проти посадовців Сергій Вікторович нагромадив сотні - а інколи тисячі томів. Тому, входити в їх вивчення новим слідчим буде надзвичайно важко. Думаю, що це можна було би залишити за департаментом Майдану, як виключення - в з'вязку із суспільним інтересом", - заявил Юрий Луценко, генеральный прокурор Украины.
Эксперты утверждают, такую ситуацию прогнозировали еще несколько лет назад. А провал создания ГБР - не систематический подход к реформам.
"Не ищите злого умысла там, что можно объяснить просто человеческой глупостью. Это абсолютно украинский бардак. 5 лет государство знает, что новый уголовно-процессуальный кодекс. 5 лет есть на создание ГБР. 5 лет эта работа в нормальном русле не делается", - говорит Роман Марченко, адвокат.
Тем временем, в ГПУ надеются, что Госбюро расследований сможет заработать уже через полгода.