Тайны киевского радиорынка на Кардачах [ Редагувати ]
Бывший работник радиорынка на Кардачах рассказал о том, что и как там происходит. Радиорынок - место, где главную роль играют не люди, а вещи. Они здесь правят бал.
Когда Женька читал книгу братьев Стругацких "Хищные вещи века", ему там понравилась мысль, что вещи потакают человеческим слабостям. А на человеческих слабостях всегда можно заработать. Сюда Жэка, как частенько называют его друзья, попал из КПИшной общаги. Предложили подзаработать - он не отказался. И начал свои познания в радиоэлектронике применять на практике. Он молод, неглуп и энергичен - как, собственно, и большинство работающих здесь.
- К счастью, или к сожалению, с мозгами у многих из нас очень хорошо, - говорит Жэка.
- Из "неподъемных" в официальных сервис-центрах телефонов и компьютеров здесь делают "конфетки". Только есть одно "но" - долго ли они будут работать? Как повезет. Рулетка.
Самое любимое выражение клиентов: "У меня телефон глючит". Деньгами пахнет. Кто же виноват, что людям зачастую просто лень почитать техническую документацию? А проблема решается нажатием трех кнопок.
- Только не пиши, каких, - смеется парень. - Просто грех на таком кадре иногда не заработать.
- Пойми, я бы с удовольствием работал честно. Иногда это даже получается. Но система отношений такова, что не обманешь - не заработаешь.
Правила безопасности
Рынок всегда жил своей жизнью, и правила, по которым он существует, никем не записаны. Но звучат они в исполнении Женьки предельно просто. Если кто-то думает, что здесь можно дешево что-то купить, не стоит его разуверять. Действительно, можно. Но нужно быть готовым к риску остаться с носом, потому что бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. По мнению Женьки, в первую очередь нужно доверять своему чутью. Если почувствовал подвох - разворачивайся и иди в другое место. Ни в коем случае не брать мобилы у людей, которые тусуются сами по себе. Потом не найдешь. Лучше приобретать у проверенных торговцев на стационарных точках. Не стоит бросаться на первое попавшееся заманчивое предложение. Не надо также строить из себя знатока, потому что зачастую можно сморозить глупость, от которой самому же будет стыдно. А продавцу, кроме морального удовлетворения, дается повод надуть распальцованного лоха. И главное - не расслабляться. Не на прогулку ведь пришли.
- Если ты лох, тебе уже ничего не поможет, и делать тебе здесь нечего, - считает Жэка. - И не стоит обижаться, если тебя "кинули". Сами виноваты. Впрочем, попадаются такие ушлые клиенты, которым удается нагреть и самих продавцов.
Шпионский роман: в главной роли телефон
Самое смешное, что телефоны гуляют по рынку, переходя из рук в руки. Некоторые из них Женька просто знает "в лицо".
- Недавно я поехал на рынок, чтобы приобрести новую модель - старая сдохла. И нашел свой первый телефон, который я купил в году эдак в 97-м. Модель Siemens М35i. Пробил заводской номер - точно он. Пришлось купить сразу два телефона. Второй - на память. (Оно и правильно, такие встречи с собственным прошлым "просто так" не случаются) Или однажды мне приятель принес телефон на починку. Я с первого взгляда перечислил проблемы этого "девайса" и заодно в очередной раз посоветовал ему на радиорынке ушами не хлопать. Дело в том, что только я его за год продавал два раза. Было бы интересно проследить его жизненный путь. Думаю, можно приключенческо-шпионский роман написать.
Из учебников биологии известно, что самая жестокая конкуренция - внутривидовая. Друзей здесь нет, а доверчивые и разини надолго в этом бизнесе не задерживаются. Однажды коллега "наказал" сразу три точки: увел самые дорогие аппараты.
- Мы собрались, попили пива и придумали, как его проучить, - рассказывает Женя, но без особой гордости. - Сделали муляж "гордости" его коллекции и пока один отвлекал, другой быстренько подменил телефон. Самое интересное, что через день он подошел к нам, извинился и даже поблагодарил за урок. А могло все закончиться намного хуже.
Поймай меня, если сможешь
Краденого здесь хватает. Процентов 80 всех краденых телефонов можно найти тут. У любого мобильника есть заводской номер (IMEI). Это что-то вроде отпечатков пальцев. Находится он на задней стенке телефона, под батарейкой, или указывается в гарантийном талоне. Этот номер "зашит" в программное обеспечение аппарата. Поэтому даже если в украденном телефоне поменяли карточку, его все равно можно найти. Другое дело, что эту проблему можно обойти - меняется программное обеспечение. Но чаще всего это делать лень. Ведь краденые мобилы редко ищут. Милиции недосуг - есть дела поважнее. Да и сами они не прочь "толкнуть" какой-нибудь "левый" телефон.
- Наркоманов нужно знать, - делится секретом больших заработков Женя. - Они - главный источник доходов. Но с ними лучше не связываться. Меньше знаешь - лучше спишь.
Кстати, Жэка искренне не понимает, почему люди, покупая явно краденые вещи за бесценок, очень расстраиваются, когда они опять меняют хозяев. Один его знакомый купил стереосистему в машину за двадцать баксов. Собственноручно привинчивал вырванную с корнем проводку. Через месяц он оказался в положении неудачливого (первого ли?) владельца. И долго не мог справиться с досадой, пока его не успокоила мысль, как было обидно тому человеку, который приобретал ее не за двадцать зеленых, а за гораздо большую сумму.
- Я ушел с радиорынка, потому что хотелось расти, - рассуждает Женя. - Здесь я многому научился. Нюхнул пороху, образно и не совсем образно говоря. Ведь многие понимают, что радиорынок в том виде, в котором он есть сейчас, рано или поздно закончится. Деньги, которые я здесь зарабатывал, были "пустыми": как приходили, так и уходили. Не было ощущения, что делаешь дело. Сейчас я не могу похвастаться даже средним доходом, но чувствую, что у меня есть перспектива, будущее и профессия. Ради этого я готов потерпеть. А когда совсем с деньгами туго становится, всегда можно приехать сюда и "срубить" необходимую сумму.
На прощание мы долго беседовали о проблемах пиратства, авторского права и о том, что наше общество очень любит халяву, но не понимает: дешево - значит сердито. Борьба с пиратством, криминалом так и останется громкими словами, пока люди сами не захотят платить нормальные деньги за нормальные вещи.
- Радиорынок будет существовать до тех пор, пока есть клиенты, - подвел итог Жэка. - Иногда думаю, что такое положение дел выгодно и нам, и им. И разницы между нами, в общем-то, нет. Симбиоз...
Вячеслав Степовой, "Газета по-киевски"