НЗФ: Нить Ариадны? [ Редагувати ]

Консорциум "Приднепровье" подал в Высший административный суд Украины (ВАСУ) заявление о пересмотре решения Высшего хозяйственного суда, которым 26 августа была признана незаконной приватизация ОАО "Никопольский завод ферросплавов". ВАСУ заявление к рассмотрению принял. Несмотря на скептические оценки ряда заинтересованных сторон, это единственная для государства возможность выпутаться из лабиринта юридических коллизий, в который проблему этого завода завело прошлое правительство и группа "Приват". Именно ВАСУ может сыграть роль той самой "нити Ариадны", которая поможет решить проблему НЗФ раз и навсегда.
На первый взгляд, вмешательство в процесс еще одного суда - после того, как дело НЗФ рассматривали все две палаты Верховного суда, суды общей юрисдикции и как минимум три хозяйственных, в том числе и Высший - выглядит несколько странно. На самом деле речь идет просто о восстановлении элементарного процессуального порядка. Дело в том, что Высший административный суд - единственная судебная инстанция, которая полностью компетентна в этом вопросе. По крайней мере, так говорит вступивший в силу еще 1 сентября Административный кодекс Украины. Он предусматривает создание ВАСУ, в компетенцию которого входит рассмотрение жалоб на действия любых органов государственной власти.
А "дело НЗФ" - именно такое. Ведь речь там идет - об этом многие напрочь забывают - о нарушениях, допущенных исключительно государственными органами, в данном случае - Фондом госимущества. Причем это не мнение ПФК "Приднепровье", это позиция Высшего хозяйственного и Киевского апелляционного судов, которые отменили приватизацию НЗФ, признав неправомерными действия ФГИ. Правда, в результате пострадавшей стороной оказался инвестор, но об этом позже.
Главное в том, что теперь все иски о неправильных действиях госорганов по закону должен рассматривать ВАСУ. Почему он этого не делал до сих пор - понятно. До 1-го сентября ВАСУ просто не существовал, и дело рассматривалось в системе хозяйственного судопроизводства. Сейчас ВАСУ уже создан и именно к нему обратился инвестор с просьбой пересмотреть решение кассационной инстанции.
Не будет преувеличением сказать, что принятие жалобы Высшим административным судом может стать выходом из нынешнего тупика как для инвестора, так и для государства. До сих пор единственным более-менее окончательным решением проблемы НЗФ приходилось считать решение Киевского апелляционного хозсуда, подтвержденное постановлением Высшего хозяйственного от 25 августа. В том, что эти решения - позор для отечественной судебной системы, уже вряд ли кто-то сомневается.
Их обжалование в Европейском суде, могло создать Украине серьезные проблемы. Выдворение прессы из зала, недопуск представителей НЗФ, отвод всех ходатайств защиты, более чем сомнительные основания для признания приватизации незаконной, бешеная спешка с принятием решений и публичная диктовка суду текста решения со стороны бывшего премьера - таков далеко не полный перечень обстоятельств, которые уравнивают украинское правосудие с правосудием таких стран "развитой демократии", как Беларусь, Куба или, допустим, Судан. К тому же, решения хозсудов не предусматривали возвращение денег консорциуму "Приднепровье", что автоматически приравнивает реприватизацию к конфискации в духе "военного коммунизма" и способно довести Европейский суд буквально до инфаркта. Наконец, хозяйственные суды впопыхах запутались в регистраторах и хранителях, сделав свои же решения невыполнимыми. Попытка же разъяснить выполнение еще более усугубило ситуацию.
И самое главное - обе стороны в ходе процесса заявляли о давлении на суд, который оказывался то ли со стороны премьер-министра Тимошенко, то ли со стороны секретаря СНБО Порошенко. Наличие по этому поводу открытых уголовных дел, попытка увольнения судьи Хандурина и отставка правительства Тимошенко уже само по себе является более чем прозрачным основанием для пересмотра дела. Ибо даже малейшее подозрение в давлении на суды не только может, но и должно предусматривать немедленный, автоматический пересмотр дела незаангажированным, независимым судом, а таким с полной уверенностью, можно сейчас считать только ВАСУ.
Дело в том, что и председатель Высшего хозяйственного суда Дмитрий Притыка, и председатель Верховного Василий Маляренко, по сообщениям прессы, намерены баллотироваться в Верховную Раду по спискам Блока Юлии Тимошенко. Что, по мнению того же судьи Хандурина - может быть своего рода платой Юлией Тимошенко за "положительное решение" по НЗФ. Так это или нет - выяснится буквально через пару недель, но данную информацию ни Притыка, ни Маляренко до сих пор не опровергли. Если это окажется правдой, то единственной независимой от экс-премьера ветвью судебной власти (исключая, разумеется, военный трибунал) остается Высший административный суд.
В итоге, прежнее правительство при помощи группы "Приват" выстроило вокруг дела НЗФ такой запутанный лабиринт, из которого государству уж точно не выпутаться без серьезных потерь - правовых, имиджевых, финансовых. Новое же разбирательство в ВАСУ дает шанс исправить юридические ошибки и наконец-то внести ясность в вопрос об НЗФ, который без малого год находится в "подвешенном состоянии", теряя рынки сбыта и привлекательность для инвесторов. Однако, решение вопроса можно только в условиях открытого процесса и при полном отсутствии давления на суд с какой-либо стороны. Основания для решения должны быть юридически безукоризненными, а поведение судей - абсолютно корректным.
Сможет ли государство обеспечить такой "образцово-показательный" - с точки зрения закона - судебный процесс? Эксперты расходятся во мнениях. Председатель Днепропетровского областного комитета профсоюзов работников горно-металлургической отрасли Василий Шевченко, например, уверен, что ВАСУ способен поставить точку в деле НЗФ, однако при условии, что власть не будет давить на судебные органы и воздержится от любых комментариев. По его мнению, держава сегодня не должна разговаривать с инвестором с позиции силы: "Я считаю, что власть должна воздерживаться от комментариев. Власть должна быть не просто уважительной, но и снисходительной, уметь договариваться, этим она покажет свою силу. Попытки ломать все через колено - это уже от бессилия происходит", - сказал Шевченко в интервью информагентству "Новый регион".
А директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко, наоборот, считает, что судебными методами решать проблему НЗФ поздно. "Я просто не считаю, что кто-нибудь вообще из судебной системы может поставить точку по НЗФ. Точка по Никополю может быть поставлена только в том случае, если будет принят закон и на его основании будет подписано мировое соглашение. Настолько далеко зашел вопрос, что уже сама судебная система не сможет решить его в таком виде, который был бы окончательным". Мнение экспертов объединяет одно: "кавалерийской атакой", которая выдавалась за судебный процесс и в Киевском апелляционном хозсуде, и в ВХСУ, проблему НЗФ уже не решить. Власть сейчас должна приложить все усилия для того, чтобы в новом, независимом суде решение было принято без всякого давления и без всяких предубеждений. И, судя по всему, власть склоняется именно к этому варианту.
Косвенным, но серьезным подтверждением правильности этой мысли является тот переполох, который вызвал сам факт принятия жалобы к рассмотрению в стане группы "Приват". Председатель Набсовета приватовского "Славутич-Регистратора" Геннадий Корбан сразу же заявил о том, что вновь открывшиеся обстоятельства, по которым "Приднепровье" просит пересмотра решения ВХСУ, притянуты за уши, а сама жалоба подана для того, чтобы затянуть возвращение государству пакета акций. Судьи ВАСУ заочно (еще до рассмотрения дела) были обвинены Корбаном в близости Виктору Пинчуку. Интересно, что же это за "близость" если в бытность судьи ВАСУ, принявшей дело НЗФ к рассмотрению, главой Печерского районного суда, этот суд принял решение забрать у Пинчука другой резонансный объект КГМК "Криворожсталь"? Причем с исполнением этого решения проблем не возникло, и Киевский районный не путался в трех соснах: хранителях и регистраторах, как сейчас это делает Киевский апелляционный хозяйственный суд.
Подобная реакция свидетельствует только об одном: "Приват" боится рассмотрения дела в Высшем административном суде. У него - другая схема решения проблемы в свою пользу. Сегодня он борется в Днепропетровском хозсуде за признание законным собрания акционеров 30 августа, а в хозсуде Киева - за признание "Славутича" регистратором НЗФ. Это его последний шанс, потому как решения печально известного собрания ставят завод под полный и безраздельный контроль "Привата". Заметим: "Приват", стараясь решить проблему в свою пользу, упорно продолжает идти по линии хозяйственного судопроизводства. Ему не выгоден перевод процесса в другой - административный - сектор судебной власти. Потому что пересмотр решения, полученного при нежном дружеском участии Юлии Тимошенко и Дмитрия Притыки, не входит планы группы Коломойского. Государство же, наученное событиями у проходной НЗФ, не хочет - ну, хоть убей! - присоединяться к схеме искусно нарисованной "Приватом". Видимо, опасается, что НЗФ может повторить судьбу "Укрнафты", принадлежащей государству, а работающий на "Приват" (например, юристы "Укрнафты", получающие зарплату, в том числе, и за государственный счет в свое рабочее время обслуживают лично Коломойского, пытаясь отсудить для него акции канала "1+1"). Отсюда и переполох в "святом семействе" Коломойского-Корбана.
Сегодня не так важно, каким решением процесс закончится: возвратом акций в госсобственность, сохранением их в собственности консорциума "Приднепровья" или мировым соглашением, которое устроит обе стороны. Важно, чтобы любое из этих возможных решений основывалось на безупречной юридической аргументации и не вызывало никаких сомнений с точки зрения права. Сделать это - не вопрос - будет очень и очень сложно. Но если цирк, подобный процессу в хозсудах, повторится еще раз, восстановить доверие к Украине и ее судебной системе будет просто нереально.