Депутатам ВР удалось распределить комитеты [ Редагувати ]

В первую неделю лета в Украине установилась абсолютно нелетняя погода. Из-за непрекращающихся дождей в столице было даже зафиксировано небольшое наводнение. Пасмурной на прошлой неделе была и политическая погода. Спикериада переросла в принципиально новый процесс, который журналисты тут же назвали - портфелиадой. Процедура распределения постов парламентских комитетов обещала быть такой же длительной как и выборы спикера. Поэтому тем более удивительно, что завершение этого процесса совпало с прояснением на небе. Как только распогодилось - это было в пятницу - фракциям удалось договориться.
Похоже, депутаты извлекли уроки из ошибок своих предшественников. В 1998 году руководство парламента и комитетов избирали два месяца. Депутаты 4 созыва справились за 4 недели.
Две недели консультаций, ультиматумов, амбиций и растущих аппетитов стали историей. Парламентарии поделили комитеты и складывается впечатление вздохнули с облегчением. Как и предполагалось, главные сражения развернулись между мега-фракциями. Первыми выводы из спикериады сделали ''Единая Украина'' и СДПУ(О). ''Наша Украина'' тоже вынесла определенные уроки. По крайней мере, на этой неделе лидеры фракции не строили из себя обиженных и все-таки сели за стол переговоров. Разумеется, амбиции остались, но прагматичный подход взял верх. Как ни крути, а у ''Нашей Украины'' и ее союзников нет 226 голосов, чтобы принимать необходимые им решения. А вот у ''Единой Украины'' и СДПУ(О) - есть. Так что, если бы сторонники экс-премьера упирались, повторился бы сценарий спикериады. И в этом случае объясняться пришлось бы уже со своими, с теми, кто наверняка не планировал остаться без портфелей.
Дмитрий Табачник, народный депутат Украины, фракция ''Единая Украина'': "Этот карточный домик достаточно хрупок, где нужно учитывать не только интересы фракций, но и интересы партийных групп, которые существуют и внутри фракции ну и вне".
У ''Единой Украины'' и объединенных эсдеков поле для манёвров было шире. Конечно, во фракциях хватало людей, готовых разделить руководящие должности в комитетах на двоих, и 226 голосов для принятия такого решения тоже было. Но проблема в том, что выборы руководства - это только начало работы Верховной Рады, а никак не ее завершение. И главная задача парламента - все-таки законотворческая деятельность. Как успели убедиться народные избранники, арифметическое большинство не всегда означает наличие большинства политического. А серьезных идеологических разногласий между ''Единой Украиной'' и эсдеками с одной стороны и ''Нашей Украиной'' с другой - не существует. Значит сознательно отталкивать потенциальных союзников, сооружая баррикады на голом месте, по меньшей мере, недальновидно.
Виктор Медведчук, лидер фракции СДПУ(О): "Якщо буде поділено між усіма, це буде відповідати принципу, нами проголошеному - пропорційному, і, думаю, відобразиться позитивно на законодавчому органи".
Руководство Верховной Рады настойчиво звало за стол переговоров все 6 фракций. Разумеется, компромисс дался непросто. Каждый новый день приносил очередные условия, а вместе с ними и очередные уступки, причем шли на них не только фракции, но депутаты внутри команд. В конце концов, это стоило голосов во время финального волеизъявления. По сути, были единогласны только фракции, созданные на основе партий. В Блоках с этим сложнее. Как и предполагалось, не голосовали аграрии, недовольные тем, что остались без комитета по вопросам АПК. Зато неожиданно для многих не поддержали проект постановления Олег Зарубинский и Валерий Пустовойтенко. Хотя первый получил должность первого зама в комитете по европейской интеграции, а второй возглавил комитет по вопросам строительства и связи.
Валерий Пустовойтенко, народный депутат Украины, фракция ''Единая Украина'': ''Единая Украина'' проголосувала. 89 голосів, хоча у партійних групах були супротив цьому рішенню, но ми зробили крок для консолідації роботи ВР і ми хотіли б щоб інші фракції, "Наша Украина" зрозуміли, що ми зробили крок на зустріч, хоча могли вир. питання самостійно. И до цього нас підштовхували... --И не жалко было отдавать комитеты? --Жалко. Жалко было отдавать комитеты, надо було зробити такий крок і ми його зробили".
Свои несогласные были и в ''Нашей Украине''. Особенно ярко они проявили себя в сражении за бюджетный комитет. Сначала пришлось поспорить за него с БЮТ, потом - найти достойного среди нескольких претендентов в самой мега-фракции. Дошло даже до рейтингового голосования, в ходе которого Петр Порошенко выиграл у Виктора Пинзеника. В итоге, проект постановления многие не поддержали. Вообще не голосовали БЮТ и СПУ, которым, по идее, грех жаловаться. И хотя в переговорном процессе они заняли позиции наблюдателей, им отдали по два портфеля руководителей. Социалисты, например, получили весьма лакомую комиссию по приватизации. Александр Мороз, по крайней мере, открыто заявил, что отданными ему комитетами доволен. А вот Юлия Тимошенко спасибо не сказала, но и против не высказалась, предоставив сделать выбор своим соратникам. К тому же БЮТ обиделся на ''Нашу Украину'', которая отказалась отдавать им не только бюджетный комитет, но и комитет по вопросам свободы слова и информации.
Юлия Тимошенко, лидер фракции БЮТ: "Якщо четвірка буде формувати певні документи ми готові приєднатися, але до цих шоу процесів ми приєднуватися не будемо".
Достигнутым в рамках шести компромиссом недовольны и многие депутаты из ''Нашей Украины''. Они по-прежнему требуют для своего лидера пост премьера. По мнению ''Нашей Украины'', это должно сбалансировать власть в стране. По-видимому, такая аргументация рассчитана на тех, кто незнаком с европейской практикой. В странах ЕС премьер-министр обычно представляет ту же силу, что и спикер. Но в данном случае, как говорится, есть желание, а аргументы ищутся потом.
Сергей Соболев, народный депутат Украины, фракция ''Наша Украина'': "Наша претензія безумовно е на прем'єрську посаду, а комітети це остаточний механізм, який регулюється після вирішення цього питання".
Георгий Крючков, народный депутат Украины, фракция КПУ: "Я хотел бы надеяться, что многосторонний разговор, который состоится, что она чему - то приведет. А то, что касается позиций отдельных, то мы скажем, что "Наша Украина" заявила, что мы готовы отказаться от всего и вся, только дайте нам пост премьера. Я считаю, что єто не просто ультиматум- єто шантаж".
Коммунисты тоже учли опыт спикериады. На минувшей неделе они не хвастались своей ''золотой акцией'', от союзников не отказывались, в общем, вели себя тихо и скромно... В результате, КПУ получила ''бонус'' в виде шести комитетов. Впрочем, и распределение портфелей - это только начало. Ко вторнику должен быть определён поименный состав комитетов. И уже явно заметен дисбаланс, ведь на вступление в бюджетный комитет подал заявления 41 депутат, а, например, в комитет по вопросам духовности и культуры - 1, да и тот - руководитель. К тому же любая компромиссная схема распределения портфелей, должна доказать, что может работать.
Юрий Костенко, народный депутат Украины, лидер фракции "Наша Украина": Це лише формальна ознака стабільності у ВР. Більш стабільно буде, якщо 250 депутатів будуть голосувати, як одна команда і ухвалювати рішення, які потрібні для проведення політичних та економічних реформ".
О реформах, так или иначе говорят все шесть фракций. Вот только понимает их каждый по-своему.