Ташлыкская гидроаккумулирующая станция несет надежду [ Редагувати ]

Пока черноморским странам интегрироваться в ЕС приходится поодиночке. Киеву удалось сделать это только в сфере электроэнергетики. С понедельника дня западная часть энергосистемы Украины, так называемый Бурштынский остров, начнёт работу в параллельном режиме с Европой.
В 2002-м стабильная работа украинской энергетики во многом стала возможной благодаря объединению с российскими сетями. Но и соседи согласились на это только после того, как Украине удалось несколько месяцев удерживать необходимые параметры, используя все резервы топлива. Специалисты не раз говорили, что перепадов в энергоснабжении можно было избежать, если бы в стране действовали гидроаккумулирующие станции. Пока работает всего одна - Киевская. Строительство ещё двух затянулось на десятилетия. Правда в ближайший год-два одна из них все-таки будет введена в действие. Это - Ташлыкская ГАЭС.
В 2001-м году большая стройка на склонах Южного Буга отметила двадцатилетний юбилей. Ташлыкская ГАЭС задумывалась как часть крупного Южно-Украинского энергокомплекса, где главную скрипку играла атомная станция, а гидроаккумулирующая служила источником дополнительной энергии в часы пик и регулировала избыточную мощность в ночное время. Принцип работы станции предельно прост: нужны лишь 2 водоёма, расположенные на разном уровне и система генераторов. Когда электричества в избытке, турбины работают как насосы и закачивают воду в верхний бассейн. Если энергии не хватает, тонны воды сбрасываются в нижний водоём и дают дополнительные киловатты. Усилить эффект должны были несколько гидроэлектростанций.
В начале 90-х масштабные планы рухнули - сначала у молодого государства не было денег, затем на тропу войны с энергетиками вышли экологисты. Защитники природы обвиняли технарей в том, что рукотворные озёра затопят редкие виды растений ландшафтного парка Гранитно-Степное Побужье. С тех пор проект переделывали несколько раз. На это ушло 10 лет.
Будущее Ташлыкской ГАЭС определилось в ноябре 2000 года. На своём специальном заседании правительство приняло решение возобновить работы. И постановило - 0,27 копейки с каждого киловатт-часа, произведённого атомными электростанциями, направлять на строительство первого пускового комплекса.
Первая очередь - это два агрегата из шести. Стоимость всего проекта специалисты оценивают в 1 миллиард 800 миллионов гривен. Для пуска первых турбин нужно более 450 миллионов. Когда на счета станции начали поступать деньги, радости энергетиков не было предела. Но счастье оказалось недолгим - атомщикам оплачивали меньше половины отпущенной электроэнергии. В 2001 году на строительство перечислили только треть обещанной суммы. А в конце года наценку и вовсе отменили.
Пока средства поступают в счёт погашения старых долгов. Ситуация парадоксальная: государство заявляет о том, что гидроаккумулирующая станция нужна, но денег не даёт. Энергетики поняли, что ждать милости от чиновников не стоит. Поэтому активно ищут инвесторов.
Досье:, потомственный атомщик. Закончил Обнинский филиал Московского инженерно-физического института. На станции - с 1981 года. занимал все должности оперативного персонала. возглавляет АЭС 3 года.
Борис Билык, генеральный директор Южно-украинской АЭС: "Сегодня сделаны конкретные шаги по созданию инвестиционного фонда в рамках Минтопа, которые в ближайшее время будут реализованы. И не исключено, что будет пересмотр источника финансирования в рамках министерства, за счёт которого будет достроена Ташлыкская ГАЭС".
На минувшей неделе Кабмин утвердил окончательный вариант проекта и смету, без которых вести переговоры с бизнесменами бессмысленно. Население Николаевской области, которое неоднозначно относилось к стройке, теперь благоволит к энергетикам - десятая часть средств, поступающих на Ташлык, направляется на газификацию сёл, строительство детских садов и больниц, ремонт канализационной системы.
Досье: Владимир Фукс, депутат Николаевского облсовета, председатель комиссии по бюджету и экономическим реформам, консультант аппарата Совета национальной безопасности и обороны по атомной энергетике. С 1976 по 1998 год руководил Южно-украинской АЭС.
Владимир Фукс, депутат Николаевского областного совета: "Если внимательно почитать закон о ядерной энергии, утверждённый много лет назад на Украине, там записано, что разрешается включать в стоимость затрат на выпуск электроэнергии долю на социальные расходы. Уже в этом году хозяйство Николаевской области получило около 3,5 миллионов гривен на социальные нужды".
Специалисты рассчитывают пустить первые турбины через полтора-два года. Выйти на полную мощность станция сможет в 2008-м. Если, конечно, найдутся деньги.
Надеждой на богатых инвесторов живёт и "сестра" Ташлыкской ГАЭС по несчастью - Днестровская. Энергетики убеждены, что без нескольких гидроаккумулирующих станций Украине не обойтись, тем более, что со временем Киев мечтает экспортировать электричество в Европу.
Досье: Павел Вирич, директор каскада ГЭС-ГАЭС южно-украинского энергокомплекса. Закончил одесский политехнический институт по специальности "эксплуатация атомных станций". работал начальником реакторного цеха Южно-украинской АЭС. На нынешней должности - с 1996 года.
Павел Вирич, директор каскада ГЭС-ГАЭС южно-украинского энергокомплекса: "Это надо сегодня 2 таких станции ввести, чтобы прийти к европейским стандартам по частоте. Поэтом, конечно, наполовину острота упадёт с вводом Ташлыкской ГАЭС, но ни в коем случае нельзя говорить о прекращении строительства Днестровской и Каневской ГАЭС".
Разумеется, у этих проектов есть и противники - все те же экологические организации. Они считают, что будущее - за ветроэнергетикой и солнечными батареями. И - по-своему правы. Сейчас трудно предположить, по какому пути будет развиваться отрасль дальше - пока нет долгосрочной государственной программы, а руководство меняется с завидной регулярностью, будущее энергетических долгостроев остаётся туманным.